-
167 -
христіанства (*), направленное противъ раснространявш ихся
въ то время заблужденій гностиковъ (**). Не видно, къ
какой именно церкви принадлежалъ авторъ этого посланія,
но съ вѣроятностію иожно предполагать, что онъ былъ чле
номъ римской церкви (ГильгенФ.). Это сообразно съ господ
ствующимъ въ немъ практическимъ характеромъ наставленій.
Какъ оно получило имя Климента — трудно сказать. Грабе
(Specil. I) и ГеФеле думаютъ, что это одна изъ бесѣдъ, ложно
приписанныхъ Клименту. Чтобы самъ авторъ этого сочиненія
подложно присвоилъ его извѣстному епископу римскому, это
невѣроятно; скорѣе оно получило свое имя по ошибкѣ
собирателя или переписчика древне-отеческихъ писаній, ко
торый присоединилъ его къ извѣстному посланію Климента
къ коринѳянамъ и, можетъ-быть, — на основаніи сходства
одного мѣста о воскресеніи въ Χ Ί -ой гл. втораго посланія съ
XXIII гл. перваго.
Чистота ученія и назидательность такъ-называемаго вто
раго посланія вмѣстѣ съ его древностію и именемъ Климента
были причиною того, что въ нѣкоторыхъ частныхъ церквахъ
по крайней йѣрѣ въ IV вѣкѣ оно употреблялось для церковнаго
(*) ГильгенФельдъ, къ маѣнію котораго склоняются Гѳфѳлс иДрессель,
относитъ его ко временамъ императора Марка Аврелія (160—180), из
вѣстнаго по своимъ гоненіямъ на христіанъ; но нѣтъ особенныхъ пре
пятствій относить это сочиненіе ближе къ половинѣ ІІ-го вѣка. Вспом
нимъ о распоряженіи имп. Траяна въ письмѣ къ Плинію, чтобы обличен
ныхъ въ послѣдованіи Христу и ^отрекающихся наказывать,—также о
гоненіяхъ при имп. Антонинѣ Піѣ.
(**) Предположеніе Ш веглера (Nacli apost. zeit 1), что авторъ этого по
сланія и з ъ секты эвіонеевъ имѣлъ въ виду устранить крайнія мнѣнія
ѳдиномысденникѳвъ, чтобы сблизить ихъ съ морковію и ея ученіёмъ,
сл и тком ъ искусственно и не оправдывается содержаніемъ посланія. См
ГнльгенФельда Apost. Vat стр. 116—119.
7*