Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Том 2. Писания мужей апостольских

Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.2. Писания мужей апостольских. — Москва, 1860

1860

Многотомное издание:

Памятники древней христианской письменности в русском переводе:

OCR
-
167 -
христіанства (*), направленное противъ раснространявш ихся
въ то время заблужденій гностиковъ (**). Не видно, къ
какой именно церкви принадлежалъ авторъ этого посланія,
но съ вѣроятностію иожно предполагать, что онъ былъ чле­
номъ римской церкви (ГильгенФ.). Это сообразно съ господ­
ствующимъ въ немъ практическимъ характеромъ наставленій.
Какъ оно получило имя Климента — трудно сказать. Грабе
(Specil. I) и ГеФеле думаютъ, что это одна изъ бесѣдъ, ложно
приписанныхъ Клименту. Чтобы самъ авторъ этого сочиненія
подложно присвоилъ его извѣстному епископу римскому, это
невѣроятно; скорѣе оно получило свое имя по ошибкѣ
собирателя или переписчика древне-отеческихъ писаній, ко­
торый присоединилъ его къ извѣстному посланію Климента
къ коринѳянамъ и, можетъ-быть, — на основаніи сходства
одного мѣста о воскресеніи въ Χ Ί -ой гл. втораго посланія съ
XXIII гл. перваго.
Чистота ученія и назидательность такъ-называемаго вто­
раго посланія вмѣстѣ съ его древностію и именемъ Климента
были причиною того, что въ нѣкоторыхъ частныхъ церквахъ
по крайней йѣрѣ въ IV вѣкѣ оно употреблялось для церковнаго
(*) ГильгенФельдъ, къ маѣнію котораго склоняются Гѳфѳлс иДрессель,
относитъ его ко временамъ императора Марка Аврелія (160—180), из­
вѣстнаго по своимъ гоненіямъ на христіанъ; но нѣтъ особенныхъ пре­
пятствій относить это сочиненіе ближе къ половинѣ ІІ-го вѣка. Вспом­
нимъ о распоряженіи имп. Траяна въ письмѣ къ Плинію, чтобы обличен­
ныхъ въ послѣдованіи Христу и ^отрекающихся наказывать,—также о
гоненіяхъ при имп. Антонинѣ Піѣ.
(**) Предположеніе Ш веглера (Nacli apost. zeit 1), что авторъ этого по­
сланія и з ъ секты эвіонеевъ имѣлъ въ виду устранить крайнія мнѣнія
ѳдиномысденникѳвъ, чтобы сблизить ихъ съ морковію и ея ученіёмъ,
сл и тком ъ искусственно и не оправдывается содержаніемъ посланія. См
ГнльгенФельда Apost. Vat стр. 116—119.
7*