Л Л. Ольшевская, СМ. Травников
ЖИТИЕ И ХОЖДЕНИЕ ИОАННА ЛУКЬЯНОВА
Во своя прииде, и свои его не прияше...
Иоан. 1.11
История русской литературы знает немало примеров, когда
произведения, составляющие гордость отечественной словесности, были
опубликованы и стали хорошо известны спустя много лет, а иногда и веков после их
создания. Такова драматическая судьба книг Аввакума Петрова и Александра
Радищева, писателей-декабристов и писателей-народников, Михаила
Булгакова и Андрея Платонова... Подлинно художественные творения,
запечатлевшие духовные искания своей эпохи, рано или поздно доходят до
читателей, становятся в общий литературный ряд.
Среди писателей петровского времени силой и самобытностью таланта
выделялся Иоанн Лукьянов - личность яркая, одаренная, во многом
опередившая свою эпоху. Трудно однозначно определить, кто он -
воинствующий традиционалист или смелый новатор, - такой сложной была его
позиция в религиозно-политической борьбе и литературном деле на рубеже
ХѴП-ХѴШ вв. Московский священник с Арбата, тайно исповедовавший
"старую веру", путешественник и публицист, активный проповедник
старообрядчества в Москве, на Ветке и в Брынских лесах, Иоанн Лукьянов
оставил заметный след в истории русской церкви и литературе. Без сомнения,
он обладал мужеством и силой веры, если решился сменить спокойное
место столичного священника на беспокойную судьбу старообрядческого
миссионера, объявленного официальными властями государственным
преступником. "Хождение в Святую землю", созданное Лукьяновым, долгое
время бытовало в рукописной традиции, являясь произведением гонимой,
подпольной литературы. Учение Иоанна Лукьянова, пытающееся
возродить в новых исторических условиях идеи "огнепального" протопопа
Аввакума, шло вразрез с основными направлениями деятельности старообряд-
цев-поповцев. Этим объясняется тот факт, что в публикации путевых
записок Лукьянова не была заинтересована ни русская старообрядческая
церковь, ни тем более официальная, никонианская, - и писатель остался на