Евреям
Уточненный синодальный перевод |
|
Библия. - РБО, 2012 |
|
2012 |
|
Содержание
Глава 1
1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
- Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры
- Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы, 2, 3, 4, 5
- Иоанн Златоуст. Беседа сказанная в старой церкви на слова апостола: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему» (Гал.2: 11), и (в ней святитель) доказывает, что это событие было не распрею, а делом распорядительности
- Иоанн Златоуст. Против иудеев
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям
- Климент Александрийский. Строматы, 2, 3, 4, 5
- Мецгер Б.М.. Канон Нового Завета
- Сидоров А. И.. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера)
2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
- Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 2, 3
- Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы, 2, 3
- Иоанн Златоуст. Против иудеев
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям
- Мецгер Б.М.. Канон Нового Завета
- Прокл Константинопольский. Послание к армянам о вере
- Феодорит Кирский. Сокращенное изложение Божественных догматов, 2, 3, 4
- Феодорит Кирский. Феодорит Кирский. Краткое изложение еретического учения, 2, 3, 4
- Феодорит Кирский. Церковная история
- Феофилакт Болгарский. Толкование на Деяния святых Апостолов
3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте,
- Авва Исайя. Слово 13. О подвизавшихся и совершивших (подвиг) свой добре
- Василий Великий. Гомилия на Рождество Христово
- Григорий Богослов. Слово 29, О богословии третье, о Боге Сыне первое
- Григорий Богослов. Слово 45, На Святую Пасху
- Епифаний Кипрский. На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег, 2
- Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 2, 3
- Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы, 2
- Иоанн Златоуст. Против аномеев
- Иоанн Златоуст. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям, 2
- Ириней Лионский. Против ересей
- Климент Александрийский. Строматы, 2
- Мецгер Б.М.. Канон Нового Завета
- Феодорит Кирский. Сокращенное изложение Божественных догматов
- Феодорит Кирский. Феодорит Кирский. Краткое изложение еретического учения
- Феодорит Кирский. Церковная история, 2, 3
- Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна, 2, 3, 4
- Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря
4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
5 Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог]: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?
6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.
7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.
8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.
9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;
11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
13 Кому когда из Ангелов сказал [Бог]: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
14 Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?
- Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис
- Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы
- Иоанн Златоуст. Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям, 2, 3
- Исаак Сирин. Слова подвижнические
- Климент Александрийский. Строматы
- Максим Исповедник. Мистагогия
- Феодорит Кирский. Сокращенное изложение Божественных догматов
- Феодорит Кирский. Феодорит Кирский. Краткое изложение еретического учения
- Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна
- Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки
Глава 2
1 Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.
2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими [от Него],
4 при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?
5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим;
6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?
7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих,
8 все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено;
9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.
10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.
11 Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря:
12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.
13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,
- Авва Исайя. Слово 25. К авве Петру, ученику своему
- Иоанн Златоуст. Беседа на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям, 2, 3
- Климент Александрийский. Строматы
- Прокл Константинопольский. Беседа, произнесенная в присутствии Нестория в великой константинопольской церкви, о вочеловечении Господа Нашего Иисуса Христа, о том, что Святая Дева Мария есть Богородица и что родившийся от Неё не есть Бог только и не есть человек только, но Еммануил, который есть вместе Бог и человек, неслитно и непреложно
- Прокл Константинопольский. Послание к армянам о вере
- Сидоров А. И.. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера)
- Феодорит Кирский. Сокращенное изложение Божественных догматов
- Феодорит Кирский. Феодорит Кирский. Краткое изложение еретического учения
- Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна
- Флоровский Г.В.. Византийские Отцы V-VIII веков
15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
- Авва Исайя. Слово 25. К авве Петру, ученику своему
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям, 2
- Исаак Сирин. Слова подвижнические
- Кирилл Иерусалимский. Тайноводственные поучения
- Феодорит Кирский. Сокращенное изложение Божественных догматов
- Феодорит Кирский. Феодорит Кирский. Краткое изложение еретического учения
16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
- Епифаний Кипрский. На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег
- Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы
- Иоанн Златоуст. Беседа на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)
- Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия
- Иоанн Златоуст. Против аномеев
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям
- Феодорит Кирский. Сокращенное изложение Божественных догматов
- Феодорит Кирский. Феодорит Кирский. Краткое изложение еретического учения
17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
- Епифаний Кипрский. На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег
- Иоанн Златоуст. Беседа на слова апостола: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» (1Кор.10:1)
- Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия
- Иоанн Златоуст. Против аномеев
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям, 2
- Сидоров А. И.. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера)
- Феодорит Кирский. Сокращенное изложение Божественных догматов
- Феодорит Кирский. Феодорит Кирский. Краткое изложение еретического учения
18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
Глава 3
1 Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа,
2 Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его.
3 Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его,
4 ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все [есть] Бог.
5 И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить;
6 а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.
7 Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его,
8 не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне,
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет.
10 Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих;
11 посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой.
12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго.
13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.
14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца,
15 доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота».
16 Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.
17 На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?
18 Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?
19 Итак видим, что они не могли войти за неверие.
Глава 4
1 Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.
2 Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.
3 А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела [Его] были совершены еще в начале мира.
4 Ибо негде сказано о седьмом [дне] так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих.
5 И еще здесь: «не войдут в покой Мой».
6 Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность,
7 [то] еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших».
8 Ибо если бы Иисус [Навин] доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне.
9 Посему для народа Божия еще остается субботство.
10 Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.
11 Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность.
12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.
- Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис
- Григорий Богослов. Слово 32, О соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге
- Епифаний Кипрский. На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег, 2
- Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры
- Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии
- Иоанн Златоуст. К Стагирию подвижнику, одержимому демоном
- Иоанн Златоуст. К Феодору падшему
- Иоанн Златоуст. Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям, 2
- Климент Александрийский. Строматы
13 И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.
- Авва Исайя. Слово 1. Заповеди аввы Исаии жившим с ним братиям
- Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников
- Епифаний Кипрский. На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег
- Иоанн Златоуст. К Стагирию подвижнику, одержимому демоном
- Иоанн Златоуст. К Феодору падшему
- Иоанн Златоуст. Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами
- Иоанн Златоуст. Творения, отнесенные в издании Миня к Spuria и помещенные в первом томе его
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям
14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего].
- Григорий Богослов. Слово 21, Похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому
- Григорий Богослов. Слово 30, О богословии четвертое, о Боге Сыне второе
- Иоанн Златоуст. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям
- Иосиф Флавий. Иудейские древности
- Тертуллиан. О прескрипции еретиков
15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха.
- Григорий Богослов. Послание 4. К Кледонию против Аполлинария – второе
- Григорий Богослов. Слово 45, На Святую Пасху
- Епифаний Кипрский. На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег, 2
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям, 2
- Сидоров А. И.. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера)
- Тертуллиан. О прескрипции еретиков
16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
Глава 5
1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,
2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,
3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить [жертвы] о грехах.
4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.
5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;
6 как и в другом [месте] говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
7 Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение;
8 хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию,
9 и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного,
10 быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека.
11 О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.
12 Ибо, [судя] по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.
- Епифаний Кипрский. На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег
- Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие (Диатессарон)
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям, 2, 3, 4
- Климент Александрийский. Строматы, 2, 3
- Сидоров А. И.. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера)
13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;
14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.
- Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников
- Григорий Богослов. Слово 32, О соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге
- Григорий Нисский. Об устроении человека
- Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие (Диатессарон)
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям
- Иоанн Лествичник. Лествица. Скрижали духовные преподобного отца нашего Иоанна игумена Синайской горы
- Исаак Сирин. Слова подвижнические
- Климент Александрийский. Строматы, 2, 3, 4, 5
- Макарий Египетский. Семь слов, 2
- Сидоров А. И.. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 1: Святые отцы в истории Православной Церкви (работы общего характера)
Глава 6
1 Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,
2 учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.
3 И это сделаем, если Бог позволит.
4 Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго,
- Григорий Богослов. Слово 31, О богословии пятое, о Святом Духе
- Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры
- Иоанн Златоуст. Слова огласительные
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям
- Иоанн Лествичник. Лествица. Скрижали духовные преподобного отца нашего Иоанна игумена Синайской горы
- Климент Александрийский. Строматы
- Мецгер Б.М.. Канон Нового Завета, 2
5 и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,
6 и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему].
7 Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога;
8 а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение.
9 Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем [состоянии] и держитесь спасения, хотя и говорим так.
10 Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.
11 Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца,
12 дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.
13 Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,
14 говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.
15 И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.
16 Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.
17 Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,
18 дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,
19 которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,
- Иоанн Златоуст. Беседа в день Рождества Спасителя нашего Исуса Христа
- Иоанн Златоуст. Беседа на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне
- Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям, 2, 3
20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.
- Иоанн Златоуст. Беседа в день Рождества Спасителя нашего Исуса Христа
- Иоанн Златоуст. Беседа на слова апостола: «имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и на слова: «веровал, и потому говорил» (Пс.115:1), и о милостыне
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям
- Климент Александрийский. Строматы
- Мецгер Б.М.. Канон Нового Завета
Глава 7
1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,
- Епифаний Кипрский. На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег
- Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия
- Иоанн Златоуст. Против иудеев
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям
- Климент Александрийский. Строматы
- Тантлевский И.Р.. Образ сотерологической фигуры «Подобного сыну человеческому» в иудейской литературе эпохи эллинизма и его возможный прототип в псалме 110[109]
- Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова
- Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря
2 которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,
- Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия
- Иоанн Златоуст. Против иудеев
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям
- Климент Александрийский. Строматы, 2
- Тантлевский И.Р.. Образ сотерологической фигуры «Подобного сыну человеческому» в иудейской литературе эпохи эллинизма и его возможный прототип в псалме 110[109]
- Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова
- Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря
3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
- Григорий Богослов. Слово 30, О богословии четвертое, о Боге Сыне второе
- Епифаний Кипрский. На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег, 2, 3, 4, 5, 6
- Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям
- Мецгер Б.М.. Канон Нового Завета
- Прокл Константинопольский. Беседа, произнесенная в присутствии Нестория в великой константинопольской церкви, о вочеловечении Господа Нашего Иисуса Христа, о том, что Святая Дева Мария есть Богородица и что родившийся от Неё не есть Бог только и не есть человек только, но Еммануил, который есть вместе Бог и человек, неслитно и непреложно
- Тантлевский И.Р.. Образ сотерологической фигуры «Подобного сыну человеческому» в иудейской литературе эпохи эллинизма и его возможный прототип в псалме 110[109]
- Феодорит Кирский. История боголюбцев
- Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова
- Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.
7 Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.
8 И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет.
9 И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в [лице] Авраама дал десятину:
10 ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.
11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?
12 Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.
13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.
14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.
- Арсений Уральский. Книга об антихристе и о прочих действах иже при нем быти хотящих
- Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры
- Иоанн Златоуст. Против иудеев
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям
- Феодорит Кирский. Сокращенное изложение Божественных догматов
- Феодорит Кирский. Феодорит Кирский. Краткое изложение еретического учения
15 И это еще яснее видно [из того], что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной,
16 Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.
17 Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
20 И как [сие было] не без клятвы, —
21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, —
22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус.
23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;
24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,
25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,
27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся [в жертву] Себя Самого.
28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, [поставило] Сына, на веки совершенного.
Глава 8
1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
2 и [есть] священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.
- Григорий Богослов. Слово 10, защитительное, говоренное им отцу своему и Василию Великому по возвращении Св. Григория Богослова из уединения
- Григорий Богослов. Слово 11, говоренное брату Василия Великого, Святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к Св. Григорию Богослову по рукоположении его в сан епископа
- Григорий Богослов. Слово 19, Произнесенное Св. Григорием Богословом о словах своих Юлиану, производившему перепись народа и уравнение податей
- Григорий Богослов. Слово 43, Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям
3 Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести.
4 Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что [здесь] такие священники, которые по закону приносят дары,
5 которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе.
- Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис
- Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие (Диатессарон)
- Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы, 2
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям, 2
- Ипполит Римский. Толкования на книгу пророка Даниила
- Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря, 2
6 Но Сей [Первосвященник] получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях.
7 Ибо, если бы первый [завет] был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8 Но [пророк], укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
13 Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.
- Епифаний Кипрский. На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег
- Иероним Стридонский. Три книги толкований на пророка Осию к Паммахию
- Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы
- Иоанн Златоуст. Беседа на слова апостола: «Но, имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и против манихеев и всех, порицающих ветхий завет и отделяющих его от нового, и о милостыне
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям, 2, 3, 4
Глава 9
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое».
3 За второю же завесою была скиния, называемая «Святое-святых»,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
- Григорий Богослов. Слово 30, О богословии четвертое, о Боге Сыне второе
- Епифаний Кипрский. На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег
- Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы
- Иоанн Златоуст. Беседа в день Рождества Спасителя нашего Исуса Христа
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
8 [Сим] Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.
9 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,
10 и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, [относящимися] до плоти, установлены были только до времени исправления.
11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти [Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
16 Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,
17 потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
18 Почему и первый [завет] был утвержден не без крови.
19 Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ,
20 говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.
21 Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.
22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
23 Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного [устроенное], но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение.
Глава 10
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих [с ними].
- Варакин Д.С.. Рассмотрение примеров приводимых в защиту реформ бывшего патриарха Никона
- Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников
- Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы
- Иоанн Златоуст. Против иудеев
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям, 2
- Климент Александрийский. Строматы
- Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна
- Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря
2 Иначе перестали бы приносить [их], потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему [Христос], входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и [жертвы] за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, [как] в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни [жертвы] за грех, — которые приносятся по закону, — Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 [О сем] свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,
21 и [имея] великого Священника над домом Божиим,
22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,
23 будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.
24 Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам.
25 Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.
26 Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи,
27 но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.
28 [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью,
29 то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?
30 Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой.
31 Страшно впасть в руки Бога живаго!
- Григорий Богослов. Слово 15, произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля
- Григорий Двоеслов. Сорок бесед на Евангелия
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям
- Ипполит Римский. Толкования на книгу пророка Даниила
- Каломирос А.. Река огненная
- Феодорит Кирский. Толкование на видения Пророка Даниила
32 Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий,
- Иоанн Златоуст. Беседа еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне
- Иоанн Златоуст. Беседа о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения
- Иоанн Златоуст. Беседы о св. Апостоле Павле
- Иоанн Златоуст. О воскресении мертвых
- Иоанн Златоуст. Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог.
- Иоанн Златоуст. Слова огласительные
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям, 2, 3
- Климент Александрийский. Строматы
33 то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем [для других], то принимая участие в других, находившихся в таком же [состоянии];
- Иоанн Златоуст. Беседа еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне
- Иоанн Златоуст. О воскресении мертвых
- Иоанн Златоуст. Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог.
- Иоанн Златоуст. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям
- Климент Александрийский. Строматы
34 ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.
- Авва Исайя. Слово 13. О подвизавшихся и совершивших (подвиг) свой добре
- Алексеев А.А. Текстология Нового Завета и издание Нестле-Аланда
- Григорий Богослов. Слово 4, первое обличительное на царя Юлиана
- Иоанн Златоуст. Беседа еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне
- Иоанн Златоуст. Беседа о милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения
- Иоанн Златоуст. Беседы о св. Апостоле Павле
- Иоанн Златоуст. О воскресении мертвых
- Иоанн Златоуст. Похвальная беседа о свв. мучениках Иувентине и Максимине, пострадавших при Юлиане Отступнике
- Иоанн Златоуст. Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог.
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям, 2, 3
- Климент Александрийский. Строматы
35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.
36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;
- Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников, 2, 3
- Иоанн Златоуст. Беседа еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям
- Климент Александрийский. Строматы
37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.
- Арсений Уральский. Книга об антихристе и о прочих действах иже при нем быти хотящих
- Иоанн Златоуст. Беседа еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям, 2
- Климент Александрийский. Строматы
- Феодорит Кирский. Сокращенное изложение Божественных догматов
- Феодорит Кирский. Феодорит Кирский. Краткое изложение еретического учения
38 Праведный верою жив будет; а если [кто] поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.
39 Мы же не из колеблющихся на погибель, но [стоим] в вере к спасению души.
Глава 11
1 Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
- Григорий Двоеслов. Сорок бесед на Евангелия, 2
- Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры
- Иоанн Златоуст. Беседа еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне
- Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям
- Климент Александрийский. Строматы
2 В ней свидетельствованы древние.
3 Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.
- Григорий Нисский. Об устроении человека
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям
- Климент Александрийский. Строматы
- Феодорит Кирский. Сокращенное изложение Божественных догматов
- Феодорит Кирский. Феодорит Кирский. Краткое изложение еретического учения
- Юревич Д. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря
4 Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.
5 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.
- Беседы старообрядцев Л.Ф.Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия, и Ф.Е.Мельникова и Д.С.Варакина, представителей поповцев, приемлющих белокриницкую иерархию, 7, 8, 9 и 10 мая 1909 г. в аудитории Политехнического Музея в Москве.
- Григорий Двоеслов. Сорок бесед на Евангелия
- Епифаний Кипрский. На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям
6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
- Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников
- Епифаний Кипрский. На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег, 2, 3
- Иоанн Златоуст. Против аномеев
- Иоанн Златоуст. Творения, отнесенные в издании Миня к разряду Spuria, т. е. подложных
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям
- Каломирос А.. Река огненная
- Климент Александрийский. Строматы
7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.
8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;
10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.
12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как [много] звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
- Аверинцев С.С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» // Риторика и истоки европейской литературной традиции. -М.:Языки русской культуры, 1996. -448с.
- Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы
- Иоанн Златоуст. Беседа еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне
- Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия, 2
- Иоанн Златоуст. Похвальное слово о св. мученике Юлиане
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям, 2, 3
- Климент Александрийский. Строматы, 2
14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15 И если бы они в мыслях имели то [отечество], из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
- Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия
- Иоанн Златоуст. К Стагирию подвижнику, одержимому демоном
- Иоанн Златоуст. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,
25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,
26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
27 Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.
29 Верою перешли они Чермное море, как по суше, — на что покусившись, Египтяне потонули.
30 Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.
31 Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.
32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
- Афанасий Великий. Защитительное слово, в котором Свт. Афанасий оправдывает бегство свое во время гонения, произведенного дуком Сирианом
- Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников
- Викторин Петавский. Толкование на Апокалипсис
- Епифаний Кипрский. На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег
- Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры
- Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы
- Иоанн Златоуст. Беседа еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне
- Иоанн Златоуст. Беседа о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)
- Иоанн Златоуст. Беседа об Илии и вдовице, а также и о милостыне
- Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия, 2
- Иоанн Златоуст. Беседы о надписании книги Деяний
- Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии
- Иоанн Златоуст. К Стагирию подвижнику, одержимому демоном
- Иоанн Златоуст. О Лазаре
- Иоанн Златоуст. Похвала египетским мученикам
- Иоанн Златоуст. Против иудеев
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям, 2
- Исаак Сирин. Слова подвижнические
- Климент Александрийский. Строматы
- Руфин Аквилейский. Жизнь пустынных отцев
- Сократ Схоластик. Церковная история
- Феодорит Кирский. История боголюбцев
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
- Афанасий Великий. Защитительное слово, в котором Свт. Афанасий оправдывает бегство свое во время гонения, произведенного дуком Сирианом
- Григорий Богослов. Слово 33, Против ариан и о самом себе
- Григорий Богослов. Слово 42, Прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов
- Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры
- Иоанн Златоуст. Беседа еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне
- Иоанн Златоуст. Беседа о скорбях на слова Апостола: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. (Рим.5:3)
- Иоанн Златоуст. Беседы к Антиохийскому народу о статуях
- Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия, 2
- Иоанн Златоуст. Беседы о надписании книги Деяний
- Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии
- Иоанн Златоуст. Беседы о св. Апостоле Павле
- Иоанн Златоуст. К Стагирию подвижнику, одержимому демоном, 2
- Иоанн Златоуст. О Лазаре
- Иоанн Златоуст. Похвала египетским мученикам
- Иоанн Златоуст. Против аномеев
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям, 2, 3
- Исаак Сирин. Слова подвижнические
- Климент Александрийский. Строматы, 2
- Руфин Аквилейский. Жизнь пустынных отцев, 2
- Сократ Схоластик. Церковная история
- Феодорит Кирский. История боголюбцев
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
- Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис
- Иоанн Златоуст. Беседа еще на те же слова: «Имея тот же дух веры, как написано» (2Кор.4:13), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям
- Исаак Сирин. Слова подвижнические
- Климент Александрийский. Строматы
- Марк Эфесский. Слово второе об очистительном огне
- Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки
Глава 12
1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
- Афанасий Великий. Защитительное слово, в котором Свт. Афанасий оправдывает бегство свое во время гонения, произведенного дуком Сирианом
- Иоанн Златоуст. Против иудеев
- Иоанн Златоуст. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям
- Климент Александрийский. Строматы
2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
- Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников, 2
- Григорий Богослов. Слово 12, говоренное отцу, поручившему ему попечение о Назианзской церкви
- Григорий Нисский. Большое огласительное слово
- Исаак Сирин. Слова подвижнические
- Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение пятнадцатое
- Климент Александрийский. Строматы, 2
3 Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.
4 Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха,
5 и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.
6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.
- Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис
- Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников, 2, 3, 4, 5, 6
- Григорий Богослов. Слово 15, произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля
- Григорий Богослов. Слово 5, второе обличительное на царя Юлиана
- Иероним Стридонский. Три книги толкований на пророка Осию к Паммахию, 2
- Иоанн Златоуст. Беседы к Антиохийскому народу о статуях
- Иоанн Златоуст. О Лазаре
- Иоанн Златоуст. Против иудеев
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям
- Климент Александрийский. Строматы
7 Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?
8 Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.
9 Притом, [если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?
10 Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.
11 Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.
12 Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени
13 и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.
14 Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа.
- Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия, 2
- Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям, 2
- Иоанн Лествичник. Лествица. Скрижали духовные преподобного отца нашего Иоанна игумена Синайской горы
- Климент Александрийский. Строматы
- Правила Василия Великого
- Стефан из Фиваиды. Слово аскетическое
15 Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие;
16 чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.
- Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии
- Иоанн Златоуст. Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям
- Климент Александрийский. Строматы
- Феодорит Кирский. Сокращенное изложение Божественных догматов
- Феодорит Кирский. Феодорит Кирский. Краткое изложение еретического учения
17 Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей [отца], хотя и просил о том со слезами.
18 Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре,
19 не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово,
20 ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою);
21 и столь ужасно было это видение, [что и] Моисей сказал: «я в страхе и трепете».
22 Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,
- Иоанн Златоуст. Беседа о том, что никому не должно отчаиваться, ни молиться о вреде врагам, ни падать духом, не получая просимого; также к мужьям о сохранении мира с женами
- Иоанн Златоуст. Против аномеев
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям
- Толковая Библия под ред. Лопухина. Книга пророка Иоиля
23 к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,
24 и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.
25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли [наказания], то тем более [не] [избежим] мы, если отвратимся от [Глаголющего] с небес,
26 Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.
27 Слова: «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.
28 Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,
29 потому что Бог наш есть огнь поядающий.
- Авва Исайя. Изречения аввы Исайи
- Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис
- Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников
- Григорий Богослов. Слово 40, На Святое Крещение
- Григорий Богослов. Слово 41, На Святую Пятидесятницу
- Григорий Двоеслов. Сорок бесед на Евангелия
- Григорий Синаит. О безмолвии и двух образах молитвы
- Иоанн Златоуст. Против аномеев
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям, 2, 3
- Иоанн Лествичник. Лествица. Скрижали духовные преподобного отца нашего Иоанна игумена Синайской горы
- Каломирос А.. Река огненная, 2
Глава 13
1 Братолюбие [между вами] да пребывает.
2 Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.
3 Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.
4 Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.
- Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников
- Григорий Богослов. Слово 37, На евангельские слова: «Когда окончил Иисус слова сии...» и проч. (Матф. 19:1)
- Епифаний Кипрский. На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег, 2
- Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие (Диатессарон)
- Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 2
- Иоанн Златоуст. К Феодору падшему
- Иоанн Златоуст. Книга о девстве, 2, 3
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям, 2
- Руфин Аквилейский. Жизнь пустынных отцев
- Феодорит Кирский. Сокращенное изложение Божественных догматов
- Феодорит Кирский. Феодорит Кирский. Краткое изложение еретического учения
5 Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя,
6 так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?
7 Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.
9 Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.
10 Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.
11 Так как тела животных, которых кровь для [очищения] греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, —
12 то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.
13 Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание;
14 ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.
15 Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.
16 Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
- Апостольские правила
- Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников
- Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы
- Иоанн Златоуст. Беседа на притчу о должнике десятью тысячами талантов, взыскивавшем сто динариев (Матф. XVIII, 23-35), и о том, что злопамятство хуже всякого греха
- Иоанн Златоуст. К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни
- Иоанн Златоуст. О священстве, 2
- Иоанн Златоуст. Слово о принятии Севериана
- Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа),
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
22 Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам.
23 Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас.
24 Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские.
25 Благодать со всеми вами. Аминь.