Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, епископа Александрийского. Часть третья

Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, епископа Александрийского. Ч.3. Изд. 2-е. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903

1903

Содержание

20. Къ Серапiону, Епископу Тмуйсскому, посланiе I-е. Противъ хулителей, утверждающихъ, что Духъ Святый есть тварь

21. Къ тому же Епископу Серапiону посланiе II-е. Противъ утверждающихъ, что Сынъ есть тварь

22. Къ тому же Епископу Серапiону посланiе III-е. О Духе Святомъ

23. Къ тому же Епископу Серапiону посланiе IV-е. О Святомъ Духе

24. Посланiе о Соборахъ, бывших въ Аримине италiйском и въ Селевкiи исаврiйской

25. Свитокъ Афанасiя, Александрiйскаго Архiепископа, къ Антiохiйцамъ

26. Посланiе къ императору Iовiану

27. Житiе преподобнаго отца нашего Антонiя, описанное святымъ Афанасiемъ въ посланiи къ инокамъ, пребывающимъ въ чужихъ странахъ

28. О явленiи во плоти Бога Слова и противъ арiанъ

29. Посланiе Епископовъ египетскихъ и ливiйскихъ (въ числе девяноста) и блаженнаг Афанасiя къ досточестнейшимъ Епископамъ африканскимъ, противъ арiанъ

30. Посланiе къ Эпиктету, Епископу коринфскому, противъ еретиковъ

31. Посланiе къ Епископу и исповеднику Аделфiю, противъ арiанъ

32. Посланiе къ Максиму философу

33. Противъ Аполлинарiя книга первая. О воплощенiи Господа нашего Iисуса Христа

Противъ Аполлинарiя книга вторая. О Спасительномъ пришествiи Христовомъ

34. Посланiе къ Авве Орсисiю

35. Сказанiе объ Аввахъ Феодоре и Паммоне

36. Посланiе къ пресвитерамъ Iоанну и Антiоху

37. Посланiе къ пресвитеру Палладiю

38. Посланiе къ монаху Амуну

39. Отрывокъ изъ 39-го праздничнаго посланiя

40. Посланiе къ Руфинiану

Праздничныя посланiя святаго и богоноснаго Афанасiя

OCR
233
то, испытавъ и извѣдавъ, что они нечествуютъ, про-
гонялъ съ горы, говоря, что рѣчи ихъ хуже змѣинаго
яда.
69) Однажды аріане распустили ложный слухъ,
будто и Антоній одинаковыхъ съ ними мыслей. Тогда
вознегодовалъ онъ и раздражился противъ нихъ; а
потомъ, по просьбѣ еиископовъ и всей братіи, со-
шелъ съ горы и, прибывъ въ Александрію, осудилъ
аріанъ, сказавъ, что аріанство есть послѣдняя ересь
и предтеча антихриста. Народъ же онъ иоучалъ, что
„Сынъ Божій не тварь и не изъ не-сущихъ, но есть
вѣчное Слово и Премудрость Отчей сущности. А по-
сему, нечестиво—говорить о Сынѣ: было, когда Его
не было. Ибо Слово всегда соприсуще Отцу. Поэтому,
не имѣйте никакого общенія съ нечестивѣйшими аріа-
нами. Ибо нѣтъ никакого общенія свѣту ко тмѣ
(2 Кор. 6, 14). Какъвы, благочестиво вѣрующіе, име-
нуетесь христіанами: такъ они, именующіе тварію су-
щаго отъ Отца Божія Сына и Отчее Слово, ничѣмъ
не отличаются отъ язычниковъ, служа твари паче
сотворшаго Бога. Вѣрьте же, что даже и вся тварь
негодуетъ на нихъ за то, что Творца и Господа все-
ленной, Имже вся быша, соиричисляютъ къ суще-
ствамъ сотвореннымъ".
70) Весь народъ радовался, слыша, что такимъ му-
жемъ анаѳематствуется христоборная ересь. Всѣ жите-
ли города сбѣгались видѣть Антонія. Даже язычники
и такъ-называемые ихъ жрецы ириходили ,въ храмъ
Господень, говоря: „желаемъ видѣть человѣка Божія."
Ибо такъ называли его всѣ. И здѣсь Господь чрезъ
него освободилъ многихъ отъ бѣсовъ, и ишѣлилъ
повредившихся въ умѣ. Многіе даже изъ язычниковъ
желали хотя ирикоснуться только къ старцу, въ той
увѣренности, что получатъ отъ сего пользу. И дѣй-
ствительно, въ эти немногіе дни столько обратилось
въ христіанство, сколько въ иныя времена обраща-