Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке

Вандеркам Д. Свитки Мертвого моря. Долгий путь к разгадке. -М.:Астрель, 2012

Книга Джеймса Вандеркама, видного американского эксперта в области библейской литературы, пожалуй, лучшее на данный момент издание, рассказывающее об истории находки и содержании кумранских рукописей (свитков Мертвого моря), включающих в себя самые древние образцы книг Ветхого Завета, а также оригинальные сочинения древнееврейской секты, прекратившей существование во время войны с римлянами. Несмотря на то, что кумранские свитки были обнаружены в пещерах Иудейской пустыни более 60 лет назад, они продолжают таить в себе множество загадок. Великих загадок! По мнению некоторых ученых, эти рукописные документы способны заставить человечество пересмотреть свои взгляды на историю возникновения христианства, а значит и на дальнейшее развитие нашей цивилизации.

2012

Содержание

Предисловие научного редактора

Предисловие ко второму изданию

Предисловие к первому изданию

ГЛАВА 1. ОТКРЫТИЯ

ГЛАВА 2. ОБЗОР МАНУСКРИПТОВ

ГЛАВА 3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ КУМРАНСКОЙ СЕКТЫ

ГЛАВА 4. КУМРАНСКИЕ ЕССЕИ

ГЛАВА 5. СВИТКИ И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 6. СВИТКИ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

ГЛАВА 7. КОНФЛИКТЫ ВОКРУГ СВИТКОВ МЕРТВОГО МОРЯ

Послесловие

Указатель

OCR
СВИТКИ МЕРТВОГО МОРЯ послужило в качестве источника фольклорных и местных
теологических адаптаций, сочиненных подчиненными на¬
родами, такими как иудеи. Молитва Набонида отражает
эту стадию в эволюции рассказа. Когда ее повествователь¬
ная версия была оформлена, она была еще связана с послед¬
ним нововавилонским царем. Но участвующий в ней Бог
был уже божеством, которому поклонялись иудеи. Вскоре
слава Набонида поблекла, и он был забыт иудеями, у кото¬
рых было больше оснований помнить Навуходоносора и
то, что он причинил Иерусалиму и Иудее. Адаптирован¬
ный рассказ о менее известном Набониде в Тейме оказал¬
ся связанным с более известным Навуходоносором. Эта
стадия представлена в Данииле 4. То есть Молитва Набо¬
нида вполне может демонстрировать более раннюю версию
рассказа, который в итоге обрел свое место в Данииле 4.
Тогда библейская версия повествования воплощает в себе
серию более поздних изменений. Многое в этой реконструк¬
ции гипотетично, но она дает вероятное объяснение того,
как зародился сюжет в Данииле 4. С. КАНОН СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ В эту рубрику можно было бы включить несколько во¬
просов, но здесь наше внимание будет сфокусировано на
том, что литература второго храма и кумранские тексты
говорят нам о процессе, через который прошли различные
иудейские группы, с тем чтобы определить книги, кото¬
рые составляли их Библию. Мы должны вспомнить, что
выражение «книги Библии» вводит в заблуждение, по¬
скольку в период второго храма не было книг в современ¬
ном значении этого термина. Тексты приходилось читать
на свитках, а свитки редко когда содержали более одного
сочинения. Среди библейских свитков, найденных в Кум-
ране, только несколько сохраняют свидетельство, что они
содержали две книги: 4QGen-Exoda, 4QpaleoGen-Exod1, 258