Глава 3
традиционные поэтические жанры
и возникновение
византийской эпопеи
В связи с оживлением светского образования в первые
же послеиконоборческие десятилетия, т. е. с середины
IX в., светская поэтическая продукция в Византии
значительно увеличивается. После догматической гимногра-
фии Иоанна Дамаскина и Косьмы Майюмского (VIII в.),
после сентенциозной, христианско-моралистической
поэзии Касии (IX в.), после монашеских стихотворений
Феодора Студита (IX в.)—одним словом, после всего,
что составляет поэтический облик иконоборческой эпохи,
поэзия выходит за пределы монастырской и церковной
среды и обращается к изображению многообразной
окружающей действительности, к жизни, мыслям и чувствам
человека мирского. Поток версификаторства захлестнул
все византийское образованное общество. Писали стихи
почти все ученые византийцы. Так, например, положение
Фотия, патриарха и государственного деятеля,
обязывало его хвалить императора; для Арефы, занимавшегося
текстологией ранневизантииских авторов, естественны
были подражания древним элегикам и ямбографам;
Пселл и Мавропод, причастные к преподаванию, не
могли не писать дидактических поэм \ Известны стихи
Фотия в жанре придворной панегирической поэзии.
Применив широко распространенную форму в
церковной гимнографии, Фотий написал трехчастное
восхваление основателю Македонской династии Василию I.
Три гимна объединены в определенной логической
последовательности: монолог Василия, обращенный к
божественному началу, затем монолог церкви, обращенный к
Василию, и энкомий императору; в этих гимнах
бесконечно и безлико нанизываются штампованные эпитеты.
76