Глава 5
ТРАДИЦИОННОЕ И НОВОЕ
В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОЗЕ
Тенденция, свойственная в IX—XI вв. историческому
повествованию, а именно вырождение жанра всемирно-
исторической монашеской хроники и распространение
сочинений мемуарного характера, нашла для себя в XII в.
более полное воплощение по сравнению с предыдущей
эпохой. Уже в тех немногочисленных образцах
хроникальных произведений, которые появились в последние
десятилетия XI и в начале XII в., обнаруживаются
значительные отступления от канонов и схем, составлявших
основу византийского летописания в его классический
период V—VIII вв. В частности, вместо простого
переписывания и пересказывания предшественников авторы
хроник начинают обращаться непосредственно к
источникам, античным и византийским *.
Живое и нестандартное отношение к древним
образцам, редко проявлявшееся у летописцев до этого
времени, ясно обнаруживается в «Сокращенной истории»
Иоанна Зонары, занимавшего при дворе в начале XII в.
должность начальника императорских телохранителей и
начальника дворцовой канцелярии. Начав свое
изложение от сотворения мира, Зонара доводит его до
воцарения Иоанна II Комнина (1118 г.) и, обращаясь к
событиям античной истории, использует довольно большой
круг античных авторов.
Зонара цитирует и выписывает целыми кусками как
Иосифа Флавия в описаниях событий древней истории
Иудеи, так и «Киропедию» Ксенофонта (в целях
моралистических) и Геродота (в качестве развлекательного
и украшающего элемента). Но особенно большое
внимание хронист уделяет Диону Кассию и Плутарху:
повествуя о событиях римской истории от Энея до разрушения
128