ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прежде чем подвести итоговые оценки рассмотренному
периоду истории византийской литературы, сделаем
несколько пояснений. Во-первых, избирая объект
исследования, мы вынуждены были ограничивать
анализируемый материал. Поскольку византийской литературе
слишком долго и часто отказывали в художественности,
то основной нашей целью было опровергнуть это мнение
результатами анализа и самими анализируемыми
памятниками. Поэтому мы сознательно не касались
философских, богословских и публицистических сочинений,
весьма критически отбирали произведения историографии.
Во-вторых, следует еще раз напомнить читателю, что
средневековая греческая литература создавалась и
существовала в условиях строгой регламентации
мышления, проводимой государством и церковью. В таких
условиях были неизбежны предельная канонизирован-
ность и унифицированность духовной жизни
византийцев. По этой причине до нас дошла не вся византийская
литература, а только творимая определенной частью
византийского общества или вышедшая из-под ее контроля.
Вот почему тщетно искать в художественной
литературе отражения, например, таких фактов, как восстание
Фомы Славянина или восстание зилотов в Фессалонике.
Наконец, рассматривая литературное творчество
византийцев, мы всякий раз давали себе отчет в том, что
за каждым новым фактом в истории
общественно-политической идеи, художественной мысли, любого
эстетического открытия скрывается сложная система прямых и
опосредованных связей, имеющих непосредственное или
косвенное отношение к экономическому состоянию
общества, социальному его облику, расстановке классовых
сил, уровню идейно-политической борьбы, направлению
и характеру государственной политики.
279