Глава 6
ОБНОВЛЕНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ЖАНРОВ
В Комниновскую эпоху оживленная жизнь
императорского двора, покровительство богатых меценатов
литературному творчеству, которое выражалось прежде
всего в периодически собиравшихся ими философских и
литературных кружках, победы Алексея и его преемников
в столкновениях с соседними государствами давали
огромный, почти неисчерпаемый материал для светского
поэтического творчества — для эпиграмм, разного рода
восхвалений, эпитафий знатным особам. Стабилизация
светской школы, перевес ее над школой монастырской,
увеличение светских читательских кругов, которым
зачастую требовалось интересное, занимательное чтение,
«чтиво», привели к тому, что в Комниновскую эпоху
духовная поэзия, как и житийная литература, совершенно
замирает. Зато наряду с традиционными поэтическими
жанрами — ученой поэзией, эпиграмматикой,
придворными панегириками — расцветает новый жанр, который
и был призван удовлетворить широкого светского
читателя,— стихотворный роман.
Расцвет поэзии при Комнинах приходится на
царствование Мануила I (1143—1180); в значительной
степени он был стимулирован деятельностью кружка,
находившегося под покровительством севастократориссы
Ирины. В этот кружок входили Иоанн Цец и Феодор
Продром *. О Цеце как о филологе и эрудите было
сказано в главе 4 (см. с. 114). От его единственного в
своем роде опыта стихотворного филологического
комментария—«Хилиад» следует отличать его мифологический
эпос и традиции позднеантичных «продолжений»
Гомера2. Поэма Цеца состоит из трех частей: «Догомеровские
события» (Τα яро Όμηρου), «Гомеровские события»
148