ЛИТЕРАТУРА
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ IX—XI В.
*
Глава 1
ЛИТЕРАТУРНОЕ СОБИРАТЕЛЬСТВО
И РИТОРИКА
Первые черты того направления византийской науки,
общественной мысли и художественного творчества,
которое составило культурный облик эпохи Македонской
династии и зарекомендовало себя как направление
классицизма, обозначались еще в конце иконоборческого
периода. Они были реакцией на пренебрежение светской
культурой и античными образцами, отличавшее VII и
VIII вв.— эпоху глубокого упадка, внутренних раздоров
и неустойчивости во внешнеполитическом отношении.
Предиконоборческое и иконоборческое столетия были
временем расцвета монастырской культуры *.
Эллинистическая образованность в широком смысле по сравнению
с ранневизантийской эпохой в VII—VIII вв. сходит на
нет и остается только в рамках школьных дисциплин, а
также в применении классических стихотворных
размеров и в разработке аристотелевской логики Иоанном Да-
маскином. Описывая иконоборческую эпоху, более
поздние византийские хронисты постоянно прибегают к
понятиям «неразумие и леность» (αργία και άλογία — Георгий
Кедрин, 547), «одичание и неученость» (αγροικία και
άμαθία — Зонара, XVI, 160). Начиная уже с
современника иконоборцев Феофана из хроники в хронику
переходят язвительные строки о невежестве и о
необразованности императоров-иконоборцев и о пожаре в
одной из крупных константинопольских библиотек, будто
бы устроенном Львом III Исавром (Феофан, 339;
Кедрин, 454; Зонара, XV, 104; Глика, 281) и погубившем
около 40 тысяч свитков.
Тем разительнее контраст, явленный в личности и
Деятельности ученого, известного под именем Льва Ma-