Глава 9
КЛАССИЦИСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
В ЭПОХУ ПАЛЕОЛОГОВ
Сопоставляя материал двух предшествующих глав, мы
можем сказать, что перед нами словно бы два полюса
литературного творчества поздней Византии: на одном —
богатейший в жанровом отношении поток так
называемой народной литературы, создаваемой, как правило,
безымянными авторами, близко стоявшими к народным
«низам»; па втором — не(менее разнообразный и богатый
по жанрам пласт литературы, создаваемой
представителями верхушечных, образованных слоев византийского
общества, имена которых остались в памяти истории.
У тех и других авторов были свои цели и свои
идейно-эстетические установки. Если формулировать основное,
главное из них, то оно свелось бы к трем положениям,
касающимся идейно-содержательного уровня
произведений, жанровой их формы и языка. Конкретнее:
содержание произведений народной литературы, как
свидетельствуют примеры всей эпической и отчасти романической
литературы, по своим идеям не было враждебным
официальным установкам политической и общественной
жизни государства; исключение составляла сатирическая
литература. Произведения же ненародной литературы по
своему содержанию представляли собой за редким
исключением (некоторые письма Феофилакта
Болгарского, Евстафия Солунского) апофеоз государственной
политической власти, а также церковной и светской жизни
византийского государства.
Соответственно жанровое выражение в народной
литературе определялось живыми фольклорными
традициями, свойственными литературам и других культурно
развитых народов Европы и Азии; эти традиции и тенденции
позволяют говорить об определенной типологии в разви-
219