Византийская литература эпохи расцвета: IX-XV вв.

Фрейберг Л.А., Попова Т.В. Византийская литература эпохи расцвета: IX–XV вв. –М.: Наука, 1978

1978

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. (Л. А. Фрейберг)

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ IX—XI ВВ.

ЛИТЕРАТУРА XII В.

ЛИТЕРАТУРА XIII—XV ВВ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. (Т. В. Попова)

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Оглавление

OCR
тием позже Георгий Кедрин тоже отмечае!
восстановление курса философии как величайшую заслугу
Константина: «Науку, то есть арифметику, музыку,
астрономию, геометрию, стереометрию и философию, что
составляет славу всех наук, он восстановил своей личной
деятельностью. Он отыскал знаменитейших и
отличнейших наставников в каждой из этих наук и вокруг
учителей собрал учеников» (Кедрин, «История» — CSHB,
р. 36).
Таким образом, к середине X в. ведущими
предметами образования становятся философия, которая на
практике сводилась к преподаванию логики, риторика и
грамматика. В этом легко усматривается точка
соприкосновения Византии с Западом, где уже двумя столетиями
раньше названные предметы образовали школьный цикл,
положивший начало светской просветительной системе
«семи свободных искусств». В связи с повышенным
интересом к античности расширялся круг читаемых
эллинских авторов за счет лириков и драматургов, что в свою
очередь порождало разнообразие педагогических
приемов. Иногда изобретались новые методы изучения даже
в рамках такого традиционного материала, какими были
поэмы Гомера.
Иллюстрацией к такого рода работе в низшей
школе, имевшей дидактический характер, может служить
деятельность Никиты Ираклийского (XI в.).,
известного также под именем Никиты Серрского. Сначала дьякон
в Константинополе, затем архиепископ в местечке Сер-
ры в Македонии и, наконец, митрополит Гераклеи,
Никита был известен не только как экзегет библейских и
евангельских текстов, как комментатор проповедей
Григория Назианзина, как автор ученых и изысканных
по стилю писем к современникам-богословам, но и как
обычный педагог-грамматик, преданный своим
ученикам29. Последнее обстоятельство особенно ясно можно
видеть из начала его грамматической поэмы в 100
ямбических триметров:
Вот время сна приходит, все ложатся спать,
Но, дети, из-за вас опять я бодрствую.
Пусть эта ночь нам скажет, что есть буква «ню» 30.
Далее изложены различные случаи окончания на
«ν» в склонениях и глагольных формах, говорится о пра-
34