Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

1998

OCR
КНИГА ТРЕТЬЯ
Глава I
Думаю, что относительно зла нравственного и духовного,
которого особенно следует остерегаться, мною сказано уже
достаточно: ложные боги нисколько не старались помочь
почитавшему их народу освободиться от массы зол этого
рода, но, напротив, заботились о том, чтобы масса эта
давила его как можно более. Теперь нахожу нужным
сказать о тех бедствиях, которых они ни при каких
обстоятельствах не желают терпеть, каковые суть: голод,
болезни, войны, потеря имущества, плен, насильственная
смерть и другие того же рода, о которых мы вскользь
упомянули в первой книге. Ибо только эти бедствия,
которые не делают людей злыми, злые единственно и
считают злом; и при наличии тех благ, которые они
полагают благами, сами они не стыдятся оставаться злыми;
более того, они скорее бывают недовольны плохою дачей,
чем дурною жизнью. Как-будто величайшее благо для
человека состоит в том, чтобы иметь все хорошее, за
исключением себя самого! Но и от этого рода зол, которых
они единственно страшатся, не охранки их боги в то
время, когда были открыто почитаемы ими.
Когда в разные времена и в различных местах до
пришествия нашего Искупителя род человеческий стирался
с лица земли бесчисленными и иногда даже невероятными
бедствиями, разве других, а не этих богов чтил мир, за
исключением одного народа, еврейского, и некоторых
отдельных лиц вне этого народа, которых божественная
благодать и таинственный и справедливый суд Божий
находил где-либо того достойными? Чтобы не заходить
слишком далеко, умолчу даже о наиболее тяжких бедствиях
других народов. Буду говорить лишь о том, что касается
Рима и Римской империи, т. е. о том, что претерпел до
пришествия Христова собственно сам город и те области,
которые были соединены с ним в качестве союзных или
покоренных силой оружия и входили как бы в тело его
республики.
4 Зак. 3597 лс