Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

1998

OCR
КНИГА ТРИНАДЦАТАЯ
Глава 1
Так как мы уже разрешили весьма трудные вопросы о
происхождении настоящего мира и начале рода челове-
ческого, то теперь порядок изложения требует предпо-
ложенного нами рассуждения о падении первого человека
или, вернее, первых людей, и о происхождении и распро-
странении смерти между людьми. Ибо Бог создал людей
не как ангелов, — не так, чтобы и согрешив они вовсе
не могли умирать, но так, что, исполни они долг повино-
вения, получили бы без посредства смерти ангельское
бессмертие и блаженную вечность, а не исполни они этого
долга, смерть послужила бы для них справедливым нака-
занием. Об этом, впрочем, мы уже сказали несколько слов
в предыдущей книге.
Глава II
Но я считаю нужным остановиться несколько под-
робнее на самом роде смерти. Хотя человеческая душа
справедливо признается бессмертной, однако и для нее
существует некоторая своего рода смерть. Она потому
называется бессмертной, что не перестает в известном
виде и в некоторой степени жить и чувствовать; тело же
называется смертным потому, что может вполне лишиться
жизни и совершенно не в состоянии жить само по себе.
Но смерть души бывает тогда, когда ее оставляет Бог;
подобно тому, как смерть тела случается тогда, когда его
оставляет душа. Следовательно, смерть души и тела, то
есть смерть всего человека, бывает тогда, когда оставляет
тело душа, оставленная Богом. Ибо в таком случае ни
она не живет Богом, ни тело не живет ею. За такого
рода смертью всего человека следует та, которую авто-
ритет божественных Писаний назвал второю смертью (Апок.
XXI, 8). На нее указал и Спаситель, когда сказал: "Бойтесь
555