Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

1998

OCR
КНИГА ВОСЬМАЯ
Глава I
Теперь нам нужно будет приложить гораздо больше
усилий мысли, нежели прежде, при решении прежних
вопросов и изложении прежних книг. Предстоит вести
речь о теологии, которую называют естественной, и вести
ее не с какими-нибудь людьми (ибо это — теология не
баснословная или гражданская, т. е. не театральная или
государственная, из которых первой выставляются напоказ
преступления богов, а другая обнаруживает еще более
преступные желания этих же богов, и, таким образом,
представляет в их лице скорее демонов, чем богов), но с
философами, само имя которых, если мы переведем его
на латынь, означает любовь к мудрости. Но если Пре-
мудрость есть Бог, через Которого все сотворено, как
свидетельствуют о том божественное Писание и истина,
то истинный философ — это любитель Бога. Но поелику
сама та вещь, которой свойственно это имя, существует
не во всех, кого величают этим именем (ибо не всегда
бывают любителями истинной мудрости те, которые на-
зывают себя философами); то из общего числа тех, мнения
которых мы могли узнать из их сочинений, следует выбрать
только таких, с которыми стоило бы вести рассуждение
по данному вопросу. Ибо я не ставил задачей настоящего
сочинения опровергать всякие пустые мнения всех вообще
философов, но только те мнения, которые касаются тео-
логии, понимаемой, согласно значению греческого слова,
как учение или речь о божестве; и притом мнения не
всех, а только тех, которые, хотя и признают, что божество
существует и печется о человеческом, однако же полагают,
что почитание единого неизменяемого Бога недостаточно
для достижения даже после смерти блаженной жизни, а
следует почитать многих, как от этого же Единого сот-
воренных и установленных.
По степени близости к истине мнения этих философов
стоят выше даже мнения Варрона. Последний успел все
322