Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

1998

OCR
КНИГА ОДИННАДЦАТАЯ
Глава I
Градом Божиим мы называем град, о котором свиде-
тельствует то самое Писание, которое, по воле высочай-
шего провидения возвышаясь над всеми без исключения
писаниями всех народов божественным авторитетом, а не
случайно производимым впечатлением на человеческие ду-
ши, покорило себе всякого рода человеческие умы. В этом
Писании говорится: "Славное возвещается о тебе, град
Божий!" (Пс. LXXXVI, 3). И в другом псалме читаем:
"Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на
святой горе Его" (Пс. XLVII, 2). В том же псалме, нем-
ного ниже: "Как слышали мы, так и увидели во граде
Господа сил, во граде Бога нашего; Бог утвердит его на
веки" (Пс. XLVII, 9). И еще в другом псалме: "Речные
потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего.
Бог посреди его; он не поколеблется" (Пс. XLV, 5, 6).
Из этих и других того же рода свидетельств, которые
приводить все было бы слишком долго, мы знаем, что
существует некоторый град Божий, гражданами коего мы
страстно желаем быть в силу той любви, которую вдохнул
в нас Основатель его.
Граждане земного града предпочитают своих богов этому
Основателю града святого, не ведая, что Он есть Бог
богов, — богов не ложных, т. е. нечестивых и гордых,
которые, лишившись Его неизменяемого и общего всем
света и ограничившись жалким могуществом, создают для
себя некоторым образом частные самодержавия и от оболь-
щенных подданных требуют божеских почестей, а богов
благочестивых и святых, находящих более удовольствия в
том, чтобы себя самих подчинять одному Богу, чем мно-
гих — себе, и самим почитать Бога, чем быть почитаемыми
вместо Бога. Но врагам этого святого града мы ответили
с помощью Господа и Царя нашего как могли в предыдущих
десяти книгах. Теперь же, зная, чего от меня ждуг, и не
забывая о своей обязанности, начну говорить со всегдашним
463