Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

1998

OCR
О ГРАДЕ БОЖИЕМ
КНИГА ПЕРВАЯ
Предисловие
В этом сочинении, любезнейший сын мой Марцеллин,
тобою задуманном, а для меня, в силу данного мною
обещания, обязательном, я поставил своей задачей защи-
тить град Божий, славнейший как в этом течении времени,
когда странствует он между нечестивыми, "живя верою"
(Аввак. II, 4), так и в той вечной жизни, которую сейчас
он "ожидает в терпении" (Рим. VIII, 25), веря, что "суд
возвратится к правде" (Пс. XCIII, 15), и которую он
обретет в силу несомненного ее превосходства, защитить
против тех, которые ставят своих богов выше его Осно-
вателя. Велик и тяжел этот труд; но "Бог нам прибежище"
(Пс. LXI, 9).
Знаю, какие нужны силы для того, чтобы убедить
гордых, как велика доблесть смирения, благодаря которой
все земные величия, колеблющиеся от непостоянства вре-
мени, превосходит не присвоенная себе человеческой спе-
сью высота, а та, которая даруется божественною благо-
датью. Ибо Царь и Основатель этого града, о котором
мы задумали говорить, открыл в Писании Своем народам
определение божественного закона, в котором сказано:
"Бог гордым противится, а смиренным дает благодать"
(Иак. IV, 6; I Пет. V, 5). Но то, что принадлежит одному
только Богу, старается присвоить себе и надменный дух
гордой души, и любит, чтобы ему вменяли в славу
Щадить покорных, низлагая гордых*.
Поэтому, насколько того требует предпринятый мною
ТРУД и насколько это представляется возможным, нельзя
обойти молчанием и земного града, который, стремясь к
* Virg. Aeneid. VI, v. 853.
3