Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

1998

OCR
КНИГА СЕДЬМАЯ
Предисловие
Умы более светлые и лучшие должны терпеливо и
благодушно отнестись к моим слишком ревностным ста-
раниям опровергнуть и искоренить превратные и давние,
враждебные истине благочестия мнения, которые много-
вековое заблуждение рода человеческого слишком глубоко
и прочно внедрило в помраченные души, и к посильному
с моей стороны содействию благодати Того, Кому, как
Богу истинному, это возможно, — содействию, Им же
вспомоществуемому. Для таких более чем достаточно ска-
занного по этому предмету в предшествующих книгах. Но
они не должны считать излишним для других того, в чем
сами для себя уже не чувствуют необходимости. Дело идет
о предмете величайшей важности, когда ведется речь об
исследовании и почитании истинного и истинно святого
Божества, — о почитании не ради преходящего дыма
жизни смертной, но ради жизни блаженной, которою
может быть только жизнь вечная; хотя Божество это подает
нам необходимую помощь и в настоящей тленной жизни,
которой мы ныне живем.
Глава I
Кого шестая книга, только что нами оконченная, не
убедила, что такого божества или, как я бы сказал, такого
deitas, — потому что наши не стесняются употреблять и
это слово, чтобы выразительнее перевести греческое на-
звание 0eotti£, — не существует в той теологии, которую
называют гражданской и которую Марк Варрон изложил
в шестнадцати книгах, или что то же: что почитанием
таких богов нельзя достигнуть счастья вечной жизни, —
кого, говорю, не убедила в этом шестая книга, тот, если
случится прочитать ему настоящую, не будет уже иметь
по отношению к данному вопросу ничего, что требовало
275