Материалы для истории раскола за первое время его существования. Том 5

Историко и догматико-полемическия сочинения первых расколоучителей. Часть 2. Сочинения бывшаго Юрьевецкого протопопа Аввакума Петрова

Субботин Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т.5. Историко и догматико-полемическия сочинения первых расколоучителей. Часть 2. Сочинения бывшаго Юрьевецкого протопопа Аввакума Петрова. - Москва. - 1879

1879

Многотомное издание:

Материалы для истории раскола за первое время его существования (в 9 томах):

Содержание

От редактора I.

1. Юрьевецкаго протопопа Аввакума Петрова. Житие, им самим составленное

2. Краткая записка о своем страдании и страдании своих соузников

3. Челобитная (первая) царю Алексею Михаиловичу

4. Челобитная (вторая) царю Алексею Михаиловичу

5. Челобитная (третья) царю Алексею Михаиловичу

6. Послание к царю Алексею Михаиловичу, писанное из Пустозерска

7. Послание к царю Федору Алексеевичу, писанное из Пустозерска

8. Отписка с Мезени игумену Феоктисту

9. Послание па Мезень к жене и детям

10. Послание к инокиням Анисии и Мелании с сестрами

11. Послание (первое) к боярыне Морозовой

12. Послание (второе) к Морозовой, Урусовой и Даниловой

13. Послание (третие) к ним же

14. Послание (четвертое) к боярыне Морозовой

15. Послание (пятое) к нейже и княгине Урусовой

16. Послание к некоей Маремьяне Федоровне

17. Послание (первое) к некоему Симеону

18. Послание (второе) к нему же

19. Послание (третие) к нему же

20. Послание к священнику Стефану

21. Послание к неизвестному лицу

22. Послание к некоему Иоанну

23. Книга всем горемыкам миленким

24. Послание ко всем верным

25. Послание к неизвестному, сетовавшему о временном уклонении из раскола

26. Послание обличительное за любострастие

27. О сложении перст

28. Кинга на крестоборную ересь

29. О иноческом чине

30. О иконном писании

31. О внешней мудрости

32. Сказание о днях поста и мясоястия

33. Списание и собрание о Божестве и о тваре, и како созда Бог человека

34. Беседа о Аврааме

35. Беседа о наятых делателях

OCR
Въ ряду раскольническихъ «первоучителей» и «нервому-
чеииковъ» самое видное мѣсто занимаетъ «священно-прото-
попъ» Аввакумъ. Современные Аввакуму и ближайшіе къ нему
по времени ревнители раскола одинаково чтили въ немъ какъ
великаго учителя, утверждавшаго ихъ въ расколѣ іі словомъ и
писаніями, такъ и «огнеиальной ревности» исполненнаго борца
за миимо-древнее благочестіе съ защитниками такъ-называе-
мыхъ никоновскихъ иовонремѣненій, запечатлѣвшаго свои под¬
виги въ этой борьбѣ страдальческою кончиною. Позднѣйшіе
и современные намъ приверженцы раскола, въ своихъ учені¬
яхъ далеко отступившіе даже отъ собственныхъ первоучителей,
не питаютъ уже особеннаго уваженія къ проповѣднической
дѣятельности Аввакума и къ его писаніямъ; но не менѣе
предковъ чтутъ его за подвиги въ борьбѣ съ «никоніанствомъ»
и за мученичество ради «древняго благочестія». Издавна у
раскольниковъ Аввакумъ причтенъ къ лику святыхъ и при¬
зывается въ молитвахъ, щікъ «священно-мученникъ»1). к И для изучающихъ исторію раскола за первое время его
существованія протопопъ Аввакумъ есть лице, наиболѣе за¬
служивающее вниманія въ ряду его сподвижниковъ. Дѣйстви¬ 1) Иконы «священпо-мученика Аввакума» рапо являются у рас¬
кольниковъ. Въ собраніи древностей А. И. Хлудова есть такая икона,