Материалы для истории раскола за первое время его существования. Том 5

Историко и догматико-полемическия сочинения первых расколоучителей. Часть 2. Сочинения бывшаго Юрьевецкого протопопа Аввакума Петрова

Субботин Н. И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т.5. Историко и догматико-полемическия сочинения первых расколоучителей. Часть 2. Сочинения бывшаго Юрьевецкого протопопа Аввакума Петрова. - Москва. - 1879

1879

Многотомное издание:

Материалы для истории раскола за первое время его существования (в 9 томах):

Содержание

От редактора I.

1. Юрьевецкаго протопопа Аввакума Петрова. Житие, им самим составленное

2. Краткая записка о своем страдании и страдании своих соузников

3. Челобитная (первая) царю Алексею Михаиловичу

4. Челобитная (вторая) царю Алексею Михаиловичу

5. Челобитная (третья) царю Алексею Михаиловичу

6. Послание к царю Алексею Михаиловичу, писанное из Пустозерска

7. Послание к царю Федору Алексеевичу, писанное из Пустозерска

8. Отписка с Мезени игумену Феоктисту

9. Послание па Мезень к жене и детям

10. Послание к инокиням Анисии и Мелании с сестрами

11. Послание (первое) к боярыне Морозовой

12. Послание (второе) к Морозовой, Урусовой и Даниловой

13. Послание (третие) к ним же

14. Послание (четвертое) к боярыне Морозовой

15. Послание (пятое) к нейже и княгине Урусовой

16. Послание к некоей Маремьяне Федоровне

17. Послание (первое) к некоему Симеону

18. Послание (второе) к нему же

19. Послание (третие) к нему же

20. Послание к священнику Стефану

21. Послание к неизвестному лицу

22. Послание к некоему Иоанну

23. Книга всем горемыкам миленким

24. Послание ко всем верным

25. Послание к неизвестному, сетовавшему о временном уклонении из раскола

26. Послание обличительное за любострастие

27. О сложении перст

28. Кинга на крестоборную ересь

29. О иноческом чине

30. О иконном писании

31. О внешней мудрости

32. Сказание о днях поста и мясоястия

33. Списание и собрание о Божестве и о тваре, и како созда Бог человека

34. Беседа о Аврааме

35. Беседа о наятых делателях

OCR
— 256 — 27. О сложеніи перстъ.1) Якоже пріяхомъ кростися и благословляти, въ дес¬
ницѣ слагая пять перстовъ, великій и мизинецъ со
среднимъ сложити концы вкупѣ, являетъ тріипостас-
ное единство Отца и Сына и Святаго Духа; указа¬
тельный же и великосредній сложити и единъ мало
наклонити являютъ смотрѣніе Христова божества и '
человѣчества. Таже на главу возложити являетъ умъ
нерожденный, Отецъ роди Сына прежде вѣкъ вѣч¬
ныхъ; таже на пупъ положите являетъ сошествіе его
во утробу дѣвичу ; таже на десное плечо являетъ воз¬
несеніе и со Отцемъ седѣеіе, и праведныхъ одесную
стояніе; таже положите на лѣвое плечо являетъ
грѣшныхъ осужденіе и вѣчное мученіе. Посемъ- покло-
нитися на землю являетъ адамово паденіе; таже вос-
клонитися являетъ паки востаніе Христовымъ смо-
трѣніемъ, сирѣчь вочеловѣченіемъ, и страданіемъ, и
воскресеніемъ. Сице повелѣша персты слагати пер-
віи паетыріе, святіи отцы и учителіе наши: Меле-
тій антіохійскій, и Ѳеодоритъ Слаженный и кириней- '
скій епископъ, Петръ Дамаскинъ, Максимъ Грекъ;
еще же и бывый на Москвѣ помѣстный соборъ при
царѣ Иванѣ такъ же повѣдаетъ креститися и благо¬
словляти, пятью персты, по вышеписанному. Тамо 1) Ркп. бнбл. А. П. Хлудова, .V; 257.