СЛОВО О ДУХОВНОМ ДЕЛАНИИ,
ИЛИ МОНАХ Пролог. Послание к Анатолию1 Ты, возлюбленнейший брат Анатолий, недавно писал со Свя¬
той Горы2 мне, находящемуся в Ските*, и просил, чтобы я разъяс¬
нил тебе символический смысл облачения египетских монахов4,
полагая, что не случайно и не без основания оно столь сильно от¬
личается от одеяния остальных людей. И мы охотно сообщили те¬
бе [все] относительно этого, [передав] то, что узнали от святых от¬
цов5. Куколь есть символ благодати Спасителя и Бога нашего, ле¬
леющей их младенчество во Христе и защищающей владычествен-
ное начало [души] монахов [от бесов], всегда старающихся нанес¬
ти удары и раны [им]6. Носящие куколь на голове поют со всей
доступной им силой: Аще не Господь созиждет дом и сохранит
град, всуе трудишася зиждущш и всуе бде стрегий (Пс. 126:1)7.
Таковые гласы [псалмопения] внушают смирение и искореняют
гордыню, то есть древнее зло, низвергшее на землю Денницу, вос¬
ходящую заутра (Ис. 14:12)а. Обнаженность рук9 являет нелицемерность жития. Ибо тще¬
славие — ужасно; оно скрывает и покрывает тенью добродетели,
всегда преследуя славу человеческую и изгоняя веру,0. Как вы мо¬
жете веровать, - говорит [Евангелист], - когда друг от друга
принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?
(Ин. 5:44). Ведь Благо должно быть избрано ради него самого, а
не ради чего-либо иного11, ибо если не допустить этого, то тогда
побуждающее нас к деланию добра предстанет более ценным, чем
[добро] совершившееся, — утверждение столь же нелепейшее, как
и высказывание [или мысль] о том, что может быть нечто лучше
Бога. 94