УМОЗРИТЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ 1 (I, 39). [Изначала] мы были семенами добродетели, а не.
[семенами] порока1. Ибо не обязательно, чтобы мы, будучи спо¬
собны воспринимать что-либо, обладали и силой этого. Например,
мы способны не быть, но не обладаем силой небытия, поскольку
силы суть качества, а небытие не является качеством2. 2 (I, 53). Бесы, ведущие брань с умом, называются «птица¬
ми*; приводящие в смятение яростное начало [души] — «зверя¬
ми*; возбуждающие же желательное начало [ее] — «скотами*. 3 (I, 78). Первое отречение [от мира]3 есть добровольное ос¬
тавление мирских вещей рад^ Боговедения. 4 (I, 79). Второе отречение есть отвержение порока, случаю¬
щееся благодаря благодати Божией и рвению человека. 5 (I, 80). Третье отречение есть отделение [от себя] неведе¬
ния тех [духовных вещей], которые являются людям соразмерно
[их внутреннему] состоянию4. 6 (I, 81). Слава и свет ума есть ведение, слава и свет жиз¬
ни - бесстрастие5. 7 (II, 6). Душа, с [помощью] Божией успешно осуществляю¬
щая [духовное] делание и освободившаяся от тела, окажется в тех
местах ведения, в которых упокоют ее крылья бесстрастия. 8 (II, 10). Приятны вещи, становящиеся доступными нам по¬
средством [органов] чувств, но намного приятнее их созерцание.
Однако поскольку чувство вследствие нашей немощи не достигает
ведения, то оно кажется более предпочтительным, чем еще не об¬
ретенное [ведение] *. 9 (II, 83). Как чувства изменяются, постигая различные ка¬
чества, так изменяется и ум, воспринимая многоразличные созер¬
цания. 10 (III, 59). Если всякому пороку присуще возникать из
разумного, желательного или яростного [начал души] и если эти
силы можно использовать либо во благо, либо во зло, то ясно, что
пороки рождаются в нас вследствие злоупотребления этими частя- 120