Творения Аввы Евагрия

Творения Аввы Евагрия. -Мартис , 1994

1994

OCR
СЛОВО О МОЛИТВЕ Пролог Меня опалял лихорадочный жар нечистых страстей, когда
ты, по своему обыкновению, прикосновением своих боголюбивых
писем вновь возродил меня, ободрив ум мой, изнуренный самыми
постыднейшими [искушениями], блаженно подражая тем самым
великому Наставнику и Учителю [нашему]. И это неудивительно:
уделом твоим, как и благословенного Иакова, всегда было слав¬
ное. Ведь хорошо послужив ради Рахили и получив Лию, ты [те¬
перь] добиваешься и возлюбленной, из-за нее; вероятно, исполнив
уже седмицу лет (Быт. 29:20-30)'. Что же касается меня, то я не
отрицаю, что, потрудившись всю ночь, ничего не поймал (Лк.
5:5). Однако, по твоему совету забросив сети [еще раз], выловил
множество рыб — не думаю, что больших, но числом, тем не ме¬
нее, сто пятьдесят три (Ин. 21:11). И посылаю тебе их в корзине
любви, исполнив твое повеление через такое же количество глав. Я удивляюсь и ревностно желаю подражать твоему прекрас¬
ному стремлению получить главы о молитве. Ибо ты не просто
возжелал иметь их, запечатленных руками и с помощью чернил на
хартии, но захотел обладать ими, незыблемо укорененными в уме
любовью и непамятозлобием. Но поскольку, согласно премудрому
Иисусу, вся сугуба, едино противу единого (Сир. 42:25), то прии-
ми [мой дар] и по букве, и по духу. Ведь ум предшествует всякой
букве, а если его нет, то не бывает и буквы. Поэтому и образ мо¬
литвы двойственен: один — деятельный, другой — созерцатель¬
ный 2. Подобным же образом дело обстоит и с числом: то, что в
нем очевидно, есть количество, а смыслом его является качество3. Разделив сочинение о молитве на сто пятьдесят три [главы],
мы послали их тебе, как евангельское воздаяние4, дабы обрел ты
приятное услаждение символическим числом, также найдя здесь
фигуру треугольника и шестиугольника, указывающие одновре- 76