Творения Аввы Евагрия

Творения Аввы Евагрия. -Мартис , 1994

1994

OCR
ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ: ЖИЗНЬ, ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И МЕСТО В ИСТОРИИ
ХРИСТИАНСКОГО БОГОСЛОВИЯ I. Жизнь Евагрия «Философ в пустыне» — так называет Евагрия, одного из
самых глубоких христианских мыслителей древности, А. Гийо-
мон, крупнейший современный знаток его творчества1. Это име¬
нование вполне созвучно с характеристикой, данной Евагрию
древнецерковным' историком Сократом, который говорит, что
Евагрий, «будучи прежде философом только на словах» (πρόχε-
ρον λόγφ μόνφ φιλόσοφος ων), после того как стал учеником двух
преп. Макариев — известных египетских подвижников, — «стя¬
жал философию и через дела [свои]» (την δι* έργων φιλοσοφίαν
έκτήσατο)2. Если понимать слово «философия» как «христиан¬
ское любомудрие» — любовь к Премудрости. Божией, т. е. к Богу
Слову, Христу Господу и Богу нашему, проявляющуюся в орга¬
ничном и нерасторжимом единстве жизни и знания, духовного
делания и созерцания, — то Евагрий, несомненно, является од¬
ним из самых ярких представителей христианского любомудрия,
и свидетельством этого является, прежде всего, сама его жизнь. , Сообщения древних церковных авторов (Палладия Елено-
польского, церковных историков Сократа и Созомена, Руфина
Аквилейского и др.) позволяют нам восстановить основные мо¬
менты жизни Евагрия Понтийского3. Он родился ок. 345 г. в не- 'Guillaumont A. Aux origines-du monachisme chretien. Abbaye de
Bellefontaine, 1979, p. 185-212. 2Socrates Ecclesiastical History. Oxford, 1893, p. 195. 3Из современных исследователей наиболее полное изложение
биографии Евагрия дано Г. Бунге в предисловии к переводу на
немецкий язык посланий Евагрия, а также А. Гийомоном. См.:
Evagnos Pontikos. Briefe aus der Wtlste. Eingeleitet, Ubersetzt
und kommentiert von G. Bunge. Trier, 1986, S. 17-50; Guillau-
mont A. Evagre le Pontique // Dictionnaire de spirituali te, fasc. 5