Творения Аввы Евагрия

Творения Аввы Евагрия. -Мартис , 1994

1994

OCR
УМОЗРИТЕЛЬ, Или К ТОМУ, КТО УДОСТОИЛСЯ ВЕДЕНИЯ J 1. Предающиеся духовному деланию постигают умом логосы
этого делания, а умозрители [своим духовным оком] зрят то, что
относится к ведению1. 2. Предающийся духовному деланию есть тот, кто обрел одно
только бесстрастие страстной части [своей] души2. 3. Умозритель является «солью» для нечистых и «светом»
для чистых (Мф. 5:13-14) *. 4. Ведение, привходящее к нам извне, пытается представить
материальные [вещи] посредством логосов [их]4; ведение же, рож¬
даемое благодатью Божией, представляет вещи непосредственному
узрению мысли, и ум, взирая на них, воспринимает и логосы их.
Первому [ведению] противостоит!заблуждение, а второму — гнев,
ярость и то, что следует за ними5. 5. Все добродетели прокладывают путь умозрйтелю, но боль¬
ше всех — негневливость6. Ибо соприкоснувшийся с ведением и
легко подвигающийся на гнев подобен тому [человеку], который
раскаленным железом выжигает очи себе7. 6. Проявляя снисходительность, умозритель должен быть
твердым, дабы эта снисходительность не стала незаметно для него
навыком8. Он должен в равной степени всегда пытаться успешно
осуществлять и все [прочие] добродетели, чтобы они следовали в
нем друг за другом, ибо обычно ум предается [врагу той доброде¬
тели], которая ослабевает*. . 7. Умозритель всегда должен творить милостыню10 и быть готовым к
благотворению. И если у него нет денег, он должен пустить в дело орудие
своей души 11. Ибо умозритель во всякое время по природе своей является
милостивым, [то есть обладает тем], чего лишены были пять дев, светильни¬
ки которых гасли (Мф. 25:1-13)12. 8. Для умозрителя постыдно вести тяжбу, как становясь жер¬
твой обиды, так и нанося ее: в первом случае потому, что он не
смог потерпеть обиду, а во втором — потому, что сам нанес ее ,3. 113