КОММЕНТАРИИ Слово о молитве 1 Как отмечает И. Хаусхерр, на Западе, начиная с блаж. Августина
и вплоть до Фомы Аквината, Лия была образом жизни деятельной,
активной, а Рахиль — образом жизни созерцательной. На христианс¬
ком Востоке это Тропологическое толкование восходит, вероятно, к
Оригену. См.: Housherr I. Les le$ons d'un contemplatif. Le Traite de
TOraison d'Evagre le Pontique. P., 1960, p. 9. — 76. 1 Здесь речь идет о двух образах («тропосах») молитвы, которые
соответствуют двум взаимосвязанным этапам духовной жизни: духов¬
ному деланию («практике») и созерцанию («теории»). Подобное раз¬
личие слов πρακτικός и θεωρητικός восходит к философии Аристотеля.
См. об этом в обширном предисловии к изданию: Егмдге le Pontique.
Traite pratique ou le Moine, t. 1. Introduction par A. Guillaumont et
C. Guillaumont (Sources chretiennes, № 170). P., 1971, p. 40-41. — 76. Евагрий различает в числе то πρόχειρον — очевидность, осязае¬
мость, легкую доступность и τό σημαινόμενον — внутреннюю сторону,
смысл и значение его. Первая грань числа соответствует «практике» и
«букве», вторая — «теории» и «духу» («уму»). Это различие можно
сравнить с выделением трех смыслов Священного Писания у Оригена,
которые соответствуют трихотомической антропологии (тело—душа—
дух). И первый, наиболее доступный восприятию смысл (то πρόχειρον
εκδοχήν) есть как бы «плоть Писания». См.: Origine. Traite des prin¬
cipes, t. III. Ed. par H. Crouzel et M. Simonetti (Sources chretiennes,
№ 268). P., 1980, p. 310-312. - 76. Понятие όψώνιον в античной и раннехристианской литературе оз¬
начало вознаграждение или, жалованье, выдаваемое воинам (см.:
Bauer W. Griechisch-Deutsches Worterbuch zu den Schriften des Neuen
Testaments und der iibrigen urchristlichen Literatur. ·Β;, 1963, S. H94).
Выражением «евангельское воздаяние» (ευαγγελικόν όψώνιον) Евагрий
явно намекает на Ин. 21:11. — 76. *В данном случае у Евагрия отзвук той мистики чисел^ цда^ариф-
мологии, которая, начиная с пифагорейства, была ширвкд: распрост¬
ранена в античной культуре. Она была усвоена и преоб^аз^ана хрис¬
тианством, о чем свидетельствует, например, толкование®щщ^1§3 у
блаж. Августина и Феофилакта Болгарского. См.: Ites legons d'un contemplatif, p. 10-11. — 77. 'i 'Слова «деятельное, естественное и богословское» ^φα^ίικήν,
φυσικήν^και θεολογικήν) указывают на фундаментальную для, богосло¬
вия Евагрия схему трех основных этапов духовного преусп|яния. Как
отмечает Г. Бунге, данная схема воспринята Евагрием от Оригена; 157