Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
РЯПИНСКІЕ РАСКОЛЬНИКИ Въ 1692 году до новгородскихъ раскольниковъ дошли
случи, что за польскимъ рубежомъ, между ихъ сотовари¬
щами, явились разногласія и что какой-то уроженецъ ко¬
ломенскій по имени, Иванъ, уговариваетъ возвратиться на
родину и присоединиться къ православной , церкви. Новго¬
родцы, опасаясь за успѣхъ уговоровъ Ивана Коломенскаго,
поспѣшили отправить за рубежъ, для обличенія отступни¬
ковъ, опытнаго и отважнаго своего сотоварища Ѳеодосія
Васильева. Ѳеодосій Васильевъ происходилъ изъ рода бояръ Урусо¬
выхъ, былъ дьякомъ крестецкаго яма и, при перекрещеніи
въ расколъ, названъ Діонисіемъ. Вскорѣ по исполненіи этого порученія, Ѳеодосій, или
Ѳедосѣй Васильевъ, удалился и самъ, съ братомъ своимъ,
Егеромъ, и со всѣмъ своимъ семействомъ въ Польшу, гдѣ
и сдѣлался основателемъ особаго толка безпоповщинской
секты, называвшагося его именемъ. Быстро сбѣжались къ
нему раскольники изъ разныхъ странъ Россіи, и онъ уст¬
роилъ двѣ обители: мужскую и женскую. Проповѣдуя уче¬
никамъ свое общее ученье безпоповщины, согласно съ по- Оідііігесі Ьу Соо^Іе