Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
I 1722. ВАРЛААМЪ ЛЕВИНЪ. Мнѣніе о пришествіи въ міръ антихриста появилось въ
восточной Россіи въ первый разъ при царѣ Алексѣѣ Ми¬
хайловичѣ, во время исправленія церковныхъ книгъ. Пат¬
ріархъ Никонъ, какъ виновникъ этого исправленія и строгій
преслѣдователь раскольниковъ, былъ признанъ ими анти¬
христомъ. Съ кончиною Никона прекратились толки объ ан¬
тихристѣ; въ кроткое царствованіе царя Ѳедора Алексѣе¬
вича умы успокоились, не было преслѣдованій, не было и
борьбы. Но это затишье было непродолжительно. Съ воца¬
реніемъ Петра Перваго, уничтоженіе Стрѣльцовъ, измѣненія
въ коренныхъ народныхъ обычаяхъ, привязанность Петра
къ иноземцамъ, страшныя казни и пытки въ Преображен¬
скомъ, преслѣдованіе раскола, снова подняли ту борьбу,
которая была безсильна въ своихъ внѣшнихъ дѣйствіяхъ
но могучая убѣжденіемъ и внутреннею народною жизнію.
При этой борьбѣ опять явились, иь другомъ, уже измѣнен¬
номъ видѣ и прежнія заблужденія о послѣднемъ времени, о * Оідііігесі Ьу Соо^Іе