Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Том 1

Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии Г. Есиповым. Т.1. — СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1861

1861

Содержание

Послѣдователи ученія объ Антихристѣ

Федосѣевцы

Семейство Аввакума

Алексѣй Лампадчикъ

Подьячій Докукинъ

Московскіе раскольники

Выгорѣцкіе раскольники

Раскольники въ Керженскихъ лѣсахъ

Хронологія сост. А. П. Любопытнымъ

ПРИЛОЖЕНІЯ

Къ Ст. Подъячiй Докукинъ

Къ Ст. Выгорѣцкіе раскольники

6) Письмо Геннинга 1714 г.

7) Прошеніе Выгорѣцкихъ пустынножителей объ Симеонъ ДенисьевЪ 1714

8) Указъ Петра Великаго о выгорѣцкихъ раскольникахъ 1714

9) О присылкѣ раскольниками оленей ко Двору

10) Прошеніе выгорѣцкихъ раскольниковъ Петру І-му о Семіонѣ Денисовѣ 1715

11) Глава изъ рукописи Исторіи Выговской пустыня составленной Иваномъ Филиповымъ

12) Допросъ Круглаго

13) Доношеніе Священника Водлозерскаго погоста на выгорѣцкихъ раскольниковъ

14) Допросъ С.-Петербургскому купцу Алексѣю Семенову Копнину

15) Вѣдѣніе Правительствующему Сенату объ учрежденіи Слѣдственной Коымиссіи надъ выгорѣцкиии раскольниками

16) Инструкція Квашнину-Самарину

17) Описаніе часовенъ, внутренности оныхъ н другихъ строеній въ Выгорѣцкомъ общежительствѣ въ 1739 г

18) Выписка изъ подлинныхъ допросовъ Выгорѣцкихъ пустынножителей при слѣдствіи Квашнина Самарина

Къ Ст. Діаконъ Александръ

OCR
I. ВЫГОВСКАЯ ПУСТЫНЬ. Распространеніе раскола въ поморскихъ странахъ можетъ
быть отнесено къ 1655 г. Въ это время Павелъ Епис-
кот> Коломенокой, за расколъ, былъ лишенъ сана и сосланъ
въ Палеостровскій монастырь, на Онежскомъ озерѣ.—Около
года жилъ Павелъ въ монастырѣ этомъ (ум. 1656) и въ
теченіи этого времени поучалъ окрестныхъ жителей оста-?
ваться твердыми въ старой вѣрѣ, заповѣдывалъ: не прини¬
мать отъ русской церкви никакихъ таинствъ и священно¬
дѣйствій, приходящихъ отъ нея новокрещенныхъ перекрѳ-
крещивать, не принимать новопоставленныхъ въ ней свя¬
щенниковъ, утверждая, что не только священно-иноки, еще
находившіеся между ними (т. е. раскольниками) но иноки и
простые благочестивые мужи могутъ совершать тайны и
удовлетворять другимъ въ духовныхъ нуждахъ.... (Исто¬
рія раск. Макарія стр. 249). Ученіе Павла распространялось между за—Онежскими
жителями, а между тѣмъ возникли Соловецкія смуты. Въ
1656 г. Соловецкіе иноки отказалиоь принять присланныя
къ нямъ изъ Москвы новоисправленныя книги, запечатали
ихъ въ сундукахъ, поставили въ монастырской оружейной Рідііігесі Ьу С [е