Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольскаго. Ч.2

Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольскаго. Ч.2. — Москва, 1843

1843

Содержание

Слово 14, о любви къ беднымъ

Слово 15, говоренное въ присутствiи отца, который безмолствовал отъ скорби, после того какъ градъ опустошилъ поля

Слово 16, на память Св. Мучениковъ Маккавеевъ

Слово 17, говоренное встревоженнымъ жителямъ Назiанза и прогневанному градоначальнику

Слово 18, говоренное въ похвалу отцу и въ утешенiе матери Нонне въ присутствiи Св. Василiя, къ которому обращено вступленiе въ слово

Слово 19, говоренное Св. Григорiемъ Богословомъ о словахъ своихъ Юлiану, производившему народную перепись и уравненiе податей

Слово 20, о поставленiи Епископовъ и о догмате Св. Троицы

Слово 21, Похвальное Афанасiю Великому, Архiепископу Александрiйскому

Слово 22, о мире, говоренное въ общемъ собранiи единоверныхъ, бывшемъ после примиренiя

Слово 23, о мире, говоренное въ Константинополе по случаюю распри, происшедшей въ народе о некоторыхъ несогласныхъ между собою Епископахъ

Слово 24, въ похвалу Св. Священномученика Кипрiана, говоренное на другой день его памяти, по возвращенiи Григорiевомъ изъ села

Слово 25, въ похвалу Философа Ирона, возвратившегося изъ изгнанiя

Слово 26, произнесенное Св. Григорiемъ Богословом о себе самомъ, когда онъ, после Максимова покушенiя занять архiепископскiй престолъ въ Константинополе, возвратился изъ села

OCR
СЛОВО 17,
ГОВОРЕНЫОЕ ВСТРЕВОШЕННЫМЪ ЖИТЕЛЯМЪ ΗΔ3Ι-
ΑΗ3Δ Ζ ПРОІ-НЬВДЩКШУ ГРАДОЫД-ЧАЛЬЫИКУ.
Чрево мое,
чрево
мое болитъ
мнѣ,
и
чувства
сердца моего смущаютсл
(Іерем. 4, 19.), говоритъ
въ одной изъ свовхъ рѣчей Іеремія, сострадатель-
н^йшій взъ Пророковъ, оплакввая непокорнаго Из-
раиля, который самъ отъ себя отстраняетъ Божіе
человѣколюбіе. Чревомъ называетъ онъ иносказа-
тельно душу свою (что нахожу во миогихъ мѣстахъ
Писанія): потому ли, что она сокрыта и невидвма
(а сокровенность есть общая принадлежность души и
чрева); или потому, что она пріемлетъ и, такъ ска-
зать, веревариваетъ словесную пищу (вбо чтб пи-
ща для тѣла, то слово для души). Α чувствами
именуетъ можетъ-быть тѣ дущевныя движенія и
помышленія, особенно же возбуждаемыя чувственно-
стію, которымв враведнцкъ терзается, воспламеняет-
ся и увлекается, такъ что не можетъ удержаться отъ
горячности духа. Ибо это самое называется у Про-
рока смущеніемъ (το μαιμάοΰίΐν),
то-есть какимъ-
то рвеніемъ, смѣшаннымъ съ раздражительностію.
Если же KTQ будетъ разумѣть подъ чувствами и