99 13. Посланіе къ брату Серапіону. Аѳанасій брату и сослужителю Серапіону желаетъ
о Господѣ радоваться. 1) Прочелъ я писанное твоимъ благоговѣніемъ, гдѣ
убѣждаешь меня извѣстить тебя и о касающемся до
меня, и о настоящихъ событіяхъ, и о нечестивѣйшей
ереси аріанъ, за которую потерпѣлъ я все это, также
о томъ, какой конецъ жизни имѣлъ Арій. Изъ трехъ
этихъ требованій два исполнилъ я охотно, и послалъ
къ твоему благочестію писанное мною къ монахамъ,
потому что изъ этого можешь узнать касающееся и
до меня и до ереси. Писать же о послѣднемъ, то
есть, о смерти, долго не рѣшался я, опасаясь, чтобы
не подумалъ кто, будто бы насмѣхаюсь надъ смер¬
тію человѣка сего. Но поелику, — при бывшемъ у
васъ разсужденіи объ ереси, вопросъ остановился
на томъ, вступивъ ли въ общеніе съ Церковію, кон¬
чилъ жизнь Арій, — повѣствованіемъ о смерти как-
бы рѣшается этотъ вопросъ: то по необходимости
принялъ я на себя трудъ разсказать объ этомъ, разсуж¬
дая, что сдѣлать это извѣстнымъ значитъ то-же, что—
заставить, наконецъ, молчать охотниковъ до спора.
Ибо, какъ думаю, узнавъ о чудѣ, бывшемъ при смерти,
и сами, предлагавшіе прежде вопросы, не осмѣлятся
сомнѣваться въ томъ, что богоненавистна аріанская
ересь. 2) Меня не было въ Константинополѣ, когда Арій
кончилъ жизнь, но былъ тамъ пресвитеръ Макарій,
и я слышалъ, что' имъ было разсказано. Арій, по
настоянію Евсевіевыхъ приверженцевъ, призванъ былъ
царемъ Константиномъ, и когда явился, Царь спро¬
силъ его: содержитъ ли онъ вѣру вселенской Церкви?
Арій поклялся, что вѣруетъ право, и подалъ пись¬