455 няго гласа, и не терпя видѣть (о жалкіе!), что Го¬
сподь отъ всѣхъ исповѣдуется Богомъ и Божіимъ
Сыномъ, подобно хрущамъ (Авв. 2, 11), обходятъ
всюду, съ отцомъ своимъ діаволомъ ища предло¬
говъ къ злочестію. Какіе же предлоги, или гдѣ, воз¬
могутъ найдти еще послѣ сего? Развѣ у іудеевъ и
у Каіафы займутъ хулы, а у язычниковъ возьмутъ
безбожіе? Божественныя же Писанія для нихъ заклю¬
чены; въ нихъ все обличаетъ этихъ несмысленныхъ
и христоборныхъ. 19. На аріанъ слово четвертое. 1) Слово есть Богъ отъ Бога, и Богъ бѣ Слово
(Іоан. 1, 1); и еще: ихже отг^ы, и отъ нихже Хри¬
стосъ, сый надъ всѣми Богъ благословенъ во вѣки,
аминь (Рим. 9, 5). И поелику Христосъ есть Богъ
отъ Бога и Божіе Слово, Премудрость, Сынъ и сила,
то въ божественныхъ Писаніяхъ возвѣщается посему
единый Богъ. Ибо Слово, будучи Сыномъ единаго
Бога, возводится къ Тому, Чье Оно Слово, такъ
что Отецъ и Сынъ суть два и вмѣстѣ нераздѣль¬
ная и неразлагаемая единица Божества. Можно
сказать еще и такъ: одно начало, а не два начала,
Божества. Отсюда и единоначаліе въ собственномъ
смыслѣ. Отъ сего же начала есть Слово, Сынъ по
естеству, не самъ Собою состоявшійся, какъ другое
начало, и не внѣ сего начала происшедшій (иначе,
сею разностію производилось бы двоеначаліе и мно¬
гоначаліе), но единаго начала собственный Сынъ,
собственная Премудрость, собственное Слово, отъ
сего начала сущее. Ибо, по сказанному Іоанномъ,
въ семъ началѣ бѣ Слово, и Слово бѣ къ Богу. На¬
чало есть Богъ. И поелику Слово отъ сего Начала,