Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, епископа Александрийского. Часть вторая

Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, епископа Александрийского. Ч.2. Изд. 2-е. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902

1902

OCR
260 чаленъ и несотворенъ), но содѣланное Имъ спасеніе
человѣкамъ. 64) Поелику же такъ понимаемъ это, то слѣдуетъ
удерживать тотъ - же смыслъ, какъ - скоро и о Сынѣ
сказуется: бысть и буди. Посему, слыша и сказанное:
бывъ лучшій Ангеловъ и бысть, не должны мы пред¬
полагать какое-либо начало бытію Слова, и вовсе не
представлять Слова единымъ изъ сотворенныхъ, раз¬
умѣть же сказанное Павломъ о служеніи и домо¬
строительствѣ, когда Слово стало человѣкомъ. Ибо
когда Слово плоть бысть, и вселися въ ны (Іоан. 1,
14), когда пришло Оно послужить и даровать всѣмъ
спасеніе; тогда Оно бысть намъ спасеніе, бысть намъ
жизнь, бысть намъ очищеніе, тогда домостроительство
Его о насъ содѣлалось лучшимъ ангельскаго, и
Слово стало путемъ, стало воскресеніемъ. И какъ
сказанное: буди ми въ Бога защитителя— означаетъ
не происхожденіе сущности самого Бога, но, по
объясненному выше, Его человѣколюбіе; такъ и те¬
перь изреченія: лучшій бывъ Ангеловъ, и: бысть, и:
потолику лучшій бысть испоручНикъ Іисусъ означа¬
ютъ не сущность Слова сотворенную (да не будетъ
сего!), но оказанное намъ вочеловѣченіемъ Его благо¬
дѣяніе, хотя еретики и пребудутъ неблагодарными и
упорными въ нечестіи. 17. На аріанъ слово второе. 1) Думалъ я, что защитники аріанства удоволь¬
ствуются тѣми противъ нихъ обличеніями и дово¬
дами истины, какіе предъ этимъ были изложены, и
успокоившись, раскаются, наконецъ, въ томъ, что и
мудрствовали и говорили о Спасителѣ худо. Но