Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

1998

OCR
Кто услугой другим их заставил себя вспоминать*;
т. е. тех, которые делали услуги другим и этими услугами
оставили у них о себе воспоминание. И тогда как-будто
то же самое говорили, что часто слышится из уст хрис­
тианина, когда он с покорностью вверяется каждому свя­
тому и говорит: "Вспоминай обо мне", и чтобы это могло
быть так, старается оказывать услуги). Но какой именно
этот образ жизни и какие это грехи, которые служат
препятствием к достижению царства Божия, но по заслу­
гам святых друзей встречают снисхождение, указать весь­
ма трудно и крайне опасно. По крайней мере, как я ни
старался, до настоящего времени определить их не смог.
Возможно, что предмет этот для того и сокрыт, чтобы
нас не оставляла забота остерегаться всяческих грехов.
Ибо если бы было известно, за какие именно грехи
остающиеся в них и не оказывающие преуспеяния в
лучшей жизни должны искать и ожидать заступничества
праведников, то человеческая лень беспечно оставалась бы
в них и, погруженная в такое множество забот, нисколько
бы не помышляла о преуспеянии в добродетели, а только
старалась бы получить помилование ради заслуг других,
коих она делала бы себе друзьями благодаря богатству
неправедному путем раздачи милостыни. Между тем, в
настоящее время, не зная рода простительной греховнос­
ти, она и с большею тщательностью заботится о преус­
пеянии в добре путем неослабной молитвы, и не пренеб­
регает старанием сделать себе святых друзьями от мамоны
неправды.
Тем не менее, однако же, помилование, которое дос­
тигается собственными ли то молитвами каждого, или же
ходатайством святых, состоит в том, что не всякий будет
отослан в вечный огонь, а не в том, что отосланный уже
в этот огонь будет освобожден от него по истечении того
или иного времени. Ведь и те, по мнению которых слова
Писания, что добрая земля приносит обильный плод —
одна в тридцать, другая в шестьдесят, а иная во сто крат
* Virg. Aeneid. VI, v. 664.
506