Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

1998

OCR
КНИГА ДВАДЦАТАЯ
Глава I
Намереваясь говорить о дне последнего суда Божия,
который будет производить Он сам, и имея в виду защитить
действительность его против нечестивых и неверующих,
мы должны начать с божественных свидетельств, положив
их как бы в основу здания. Не желающие верить этим
свидетельствам стараются противопоставить им ложные и
обманчивые доводы человеческого разума или для того,
чтобы доказывать, будто приводимые из священных Пи­
саний свидетельства имеют иное значение, или для того,
чтобы вовсе отрицать в них божественность изречений.
Ибо не найдется, по моему мнению, смертного, который
бы, поняв эти свидетельства в их буквальном смысле и
веря, что они изречены высочайшим и истинным Богом
через святые души, не принял бы их к сердцу и не со­
гласился бы с ними; выразит ли он это открыто, или по­
стыдится и побоится признаться в том вследствие какой-
нибудь слабости; или же «по упрямству, весьма похожему
на помешательство, будет со всевозможным старанием
защищать заведомую и сознательную ложь против заведо­
мой и признанной всеми истины.
Итак, вся церковь истинного Бога исповедует и про­
поведует, что Христос должен прийти с неба судить живых
и мертвых. Это мы называем окончательным днем божес­
твенного суда, т. е. последним временем. Ибо сколько
дней продолжится этот суд, неизвестно; но всякий, пусть
даже и невнимательно читающий священное Писание,
знает, что там слово "день" обыкновенно употребляется
в смысле времени. Но, говоря об этом дне суда, мы
прибавляем: окончательный или последний, потому что
Бог судит и теперь, судил и с самого начала человеческого
рода, когда изгнал из рая и удалил от дерева жизни пе­
рвых людей, совершивших великое преступление; судил,
несомненно, и тогда, когда не пощадил согрешивших ан­
гелов, глава которых, погубив себя, погубил из зависти и
371