Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

1998

OCR
О ГРАДЕ БОЖИЕМ
КНИГА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
Глава I
В предыдущих книгах мы уже сказали, что для того,
чтобы род человеческий был объединен не только общ­
ностью природы, но и связан в известном смысле узами
кровного родства, Богу было угодно произвести людей от
одного человека. Сказали также, что этот род не умирал
бы и в отдельных личностях, если бы этого не заслужили
своим неповиновением два первых человека, из которых
самый первый был создан из ничего, а другой — из
первого. Они совершили такое великое преступление, что
вследствие его изменилась в худшую сама человеческая
природа, переданная потомству уже повинной греху и
неизбежной смерти. Царство же смерти до такой степени
возобладало над людьми, что увлекло бы всех, как к
заслуженному наказанию, во вторую смерть, которой нет
конца, если бы незаслуженная благодать Божия не спасала
от нее некоторых. Отсюда вышло так, что хотя такое
множество столь многочисленных народов, живущих на
земле каждый по особым уставам и обычаям, и отличается
друг от друга разнообразием языков, оружия, утвари, одежд:
тем не менее существовало всегда не более как два рода
человеческого общения, которые мы, следуя Писаниям
своим, можем назвать двумя градами. Один из них сос­
тавляется из людей, желающих жить в мире только по
плоти, другой — из желающих жить также и по духу.
Когда каждый из них добивается своего, каждый в соот­
ветствующем мире и живет.
Глава II
Но прежде всего нужно определить, что значит жить
по плоти, и что — по духу. Кто или забывает способ
3