Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

1998

OCR
доме Твоем снедает меня" (Пс. LXVIII, 10), так говорится
и наоборот: ревность овладела народом ненавидящим, и
ныне "огонь пожрет врагов Твоих" (Ис. XXVI, 11). Именно
ныне, т. е. независимо от огня того последнего суда. Если
же огнем, нисходящим с неба и пожирающим их, книга
назвала тот удар, которым будут поражены преследователи
Церкви, которых застанет живущими на земле в само уже
пришествие Свое Христос, когда "откроется беззаконник,
которого Господь Иисус убьет духом уст Своих" (II Фес.
II, 8), то и это не будет последнею казнью нечестивых,
но такою казнью будет то, чему они подвергнутся уже по
воскресении тел.
Глава XIII
Это последнее гонение, имеющее быть от антихрис­
та, как мы уже говорили (потому что так сказано и в
этой книге выше, и в книге пророка Даниила), продолжится
три года и шесть месяцев. Естественно, возникает недо­
умение, относится ли это, пускай и небольшое, время к
той тысяче лет, в течение которых, по словам книги,
диавол связан, а святые царствуют с Христом; или это
малое время прибавляется к тем годам и не входит в их
число. Если мы скажем, что оно относится к той же
тысяче лет, то окажется, что царствование святых со
Христом продолжится не столько же, но более того вре­
мени, на какое связан диавол. Ибо, без всякого сомнения,
святые будут царствовать с Царем своим, торжествуя над
силою зла, по преимуществу в то именно гонение, когда
диавол уже не будет связан и будет в состоянии пресле­
довать их всеми силами. Каким же после этого образом
Писание определяет тою же тысячью лет то и другое, т.е.
и заключение в узы диавола, и царствование святых, когда
в течение этой тысячи лет заключение диавола прекратит­
ся на три года и шесть месяцев раньше, чем царствова­
ние святых со Христом? Если же мы скажем, что этот
небольшой период гонения не следует полагать в числе
тысячи лет, а нужно прибавить его к этим годам, когда
они исполнятся, — сделанная после слов: "Они будут
399