Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

2000

OCR
О СОГЛАСИИ ЕВАНГЕЛИСТОВ
КНИГА ПЕРВАЯ
Глава I
1. Среди всего важного по своему божественному зна-
чению, содержащемуся в св. Писании, Евангелие по праву
имеет значение наивысшее. В самом деле, то, что Закон
и пророки предвозвещали как грядущее, в Евангелии
раскрывается как данное и совершившееся. Первыми про-
возвестниками этого были апостолы, которые видели во
плоти и даже лицом к лицу самого Господа и Спасителя
нашего Иисуса Христа. Они вспомнили не только то, что
слышали из Его уст или видели Им соделанным, но,
получив дар благовестия, позаботились возвестить роду
человеческому еще и то, о чем они могли узнать или
раскрыть при помощи вернейших показаний и несомнен-
нейших свидетельств от Него ли Самого, или от Его
родителей, или от кого-либо другого, а именно: бывшее
по действию свыше еще прежде, чем стали они Его
учениками, и достойное памяти во время Его рождества,
детства или отрочества. Некоторые из них, Матфей и
Иоанн, сообщили в отдельных книгах и такие сведения
о Нем, ибо, по их мнению, они должны были быть
записанными.
2. Но чтобы не подумалось, будто в отношении про-
поведи и усвоения есть некоторое различие в том, что
возвещают, с одной стороны, те, которые следовали за
Господом, явившимся здесь во плоти, в качестве Его
учеников, а с другой стороны, те, которые с полною верой
приняли открытое ими, Божественным Промышлением
через Духа Святого было утроено так, что некоторым из
последователей первых апостолов было дано полномочие
не только провозглашать, но даже и написать Евангелие:
таковы Марк и Лука. А прочие люди, которые пытались
нечто писать о деяниях Господа или апостолов, были не
таковы, чтобы Церковь могла иметь к ним доверие и
принять их писания как имеющие каноническую важность
74