Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

2000

OCR
Е. К ТРУБЕЦКОЙ
МИРОСОЗЕРЦАНИЕ БЛАЖЕННОГО
АВГУСТИНА*
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Миросозерцание блаженного Августина
в его генезисе
I
Пятый век, несомненно, одна из важнейших эпох
христианской цивилизации. Это та критическая эпоха,
когда церковь, во всеоружии своей вполне сложившейся
организации, вступает в средние века, передаваясь от
древнего греко-латинского мира варварам и воспринимая
в себя германские элементы. Вместе с тем это тот век,
когда уже весьма резко и рельефно обозначается различие
между христианством эллинским, восточным и латинским,
западным.
Государственный порядок в то время расшатан и поко-
леблен в самом своем основании; церковь одна представляет
собою общественное единство, скрепляя и связуя империю,
распадающуюся на части в процессе саморазложения. Она
одна противостоит сепаратистским движениям и центро-
бежным силам, грозящим разрушить государство. Против
варваров, со всех сторон прорывающихся в империю сквозь
ослабевшие легионы, она одна представляет собою куль-
турное единство греко-латинского мира. "Среди волнений
мира, — говорит еще в конце IV-ro века св. Амвросий
Медиоланский, — церковь остается неподвижной; волны
разбиваются о нее, не будучи в состоянии ее пошатнуть.
В то время, как всюду вокруг нее раздается страшный
* Первая и вторая части работы кн. Е. Н. Трубецкого "Философия
христианской теократии в V-ом веке".
681