Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

2000

OCR
ПРИЛОЖЕНИЯ
АВРЕЛИЙ АВГУСТИН
ГЛАВЫ ИЗ ТРАКТАТА*
"О КНИГЕ БЫТИЯ"
{ранняя редакция)
Глава I
О том, что непонятно нам в естественных вещах (а
это, как мы полагаем, произведено всемогущим Худож-
ником Богом), говорить следует не утвердительно, а до-
казательно, особенно же в тех книгах, которые рекомендует
нам Божественный авторитет и в которых человеку, не-
обдуманно утверждающему нечто сомнительное, трудно
избежать обвинения в святотатстве. Но, с другой стороны,
и пытливости в изысканиях не следует заходить за пределы,
обозначенные католической верой. А так как многие
еретики имеют обыкновение изъяснять божественное Писа-
ние по собственному разумению, несогласному с католи-
ческим учением, то прежде рассуждения о книге (Бытия)
считаю нужным изложить вкратце основоположения като-
лической веры.
Они же таковы: всемогущий Бог Отец создал и устроил
всю тварь через Своего единородного Сына, т. е. едино-
сущную и совечную Себе Премудрость и Силу, вместе с
Духом Святым, также единосущным и совечным. Поэтому
католическое учение внушает нам именовать эту Троицу
единым Богом и веровать, что Он создал и сотворил все
сущее настолько, насколько оно есть сущее; так что всякая
тварь, как разумная, так и телесная, или, выражаясь
словами Писания, как видимая, так и невидимая, создана
не из божественной природы, а Богом из ничего, и в ней
нет ничего, относящегося к Троице, кроме разве того, что
она Ею сотворена. Поэтому говорить и веровать надлежит
так, что вся тварь ни единосущна, ни совечна Богу.
674