Августин Аврелий. Творения. Том 2. Теологические трактаты

Августин Аврелий. Творения. Т.2. Теологические трактаты. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. ISBN 5-89329-213-8

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354- 430) — величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данной книге представлены преимущественно теологические трактаты Блаженного Августина: «О согласии Евангелистов» (в нем Августин дает толкование наиболее противоречивых мест из Нового Завета, стремясь доказать, что между евангелистами не было и быть не могло никаких разногласий) и «О книге Бытия» (посвященный буквальному толкованию первых глав Книги Бытия). Главной целью этой работы являлось показать преемственность книг Ветхого и Нового Заветов. В приложении приведены ранние редакции отдельных глав этой книги, что позволяет при сопоставлении с более поздней авторской редакцией проследить эволюцию взглядов Августина-теолога. Открывает издание одна из наиболее поздних работ Августина «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви», посвященная не только философско- теологическим, но и этическим вопросам. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

2000

OCR
ЭНХИРИДИОН* ЛАВРЕНТИЮ
О ВЕРЕ, НАДЕЖДЕ И ЛЮБВИ
1. Трудно передать, любезный сын мой Лаврентий,
сколь восхищаюсь я твоей любознательностью, как искрен-
не желаю, чтобы ты постиг истинную мудрость. Не ту,
об обладателях которой сказано: "Где мудрец? Где книжник?
Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость
мира сего в безумие?" (I Кор. I, 20), но такую, о познавших
которую написано: "Множество мудрых — спасение миру"
(Прем. VI, 26) и которую имеет в виду апостол, говоря
своим слушателям: "желаю, чтобы вы были мудры на
добро и просты на зло" (Рим. XVI, 19). Но, как никто
не может сам себя произвести, так никто не может и
стать мудрым без помощи того Просветителя, о котором
сказано: "Всякая премудрость от Господа" (Прем. Иис.
Сир. I, 1).
2. Человеческая же мудрость — благочестие. Это видно
из книги св. Иова: там говорится, что сама Премудрость
сказала человеку: "Вот, благочестие есть премудрость"
(Иов. XXVIII, 28). Если же ты спросишь, о каком бла-
гочестии она говорит в этом месте, то знай, что по-гречески
благочестие — почитание Бога. Имеется у греков и еще
одно слово, имеющее смысл благочестия, буквально же
означающее "правильный образ жизни". Впрочем, и оно
указывает преимущественно на почитание Бога. Наилучшим
же образом выражает почитание Господа именно слово-
сочетание "человеческая премудрость". И когда ты гово-
ришь мне: "Пусть будет сказано о многом, но кратко",
то разве не то имеешь в виду, что желаешь получить
краткое изложение того, как нужно почитать Бога?
3. Если я отвечу тебе, что Бога нужно почитать верой,
надеждой и любовью; то ты, вероятно, заметишь, что это
* Энхиридион — букв., специальная ручка для поддержания кни-
ги. Здесь же — руководство, "настольная" книга.
3