102
объясвяетъ недоразумѣнія между единовѣрцыми, л стре-
мится утвердить миръ въ Церквахъ на непоколебимомъ ос-
нованіи вѣры въ единосущнбе и Тріипостасное Божество.
„Онъ возстановляетъ падшее ученіе,—скажемъ словами св¥
Григорія,—и снова свободно исповѣдуется Святая Трогщау по-
ставленная на свѣщникѣ, и чистымъ свѣтомъ единаго Бо-
жесшва осіяваюшая души всѣхъ. Снова даетъ онъ законы
вселенной; обращаетъ къ себѣ умы всѣхъ; къ однцмъ пи-
шетъ посланія, другихъ призываетъ; иные приходятъ и не
призванные, и получаютъ назиданіе; и всѣмъ предлагаетъ
одинъ законъ—добровольное согласіе", Такъ описываетъ св.
Григорій дѣла знаменитаго собора александрійскаго, кото-
рый созвалъ св. Аѳанасій, такъ сказать, въ виду глумящихс#>
язычниковъ (362).
Въ послѣдніе годы царствованія Констанціева, частію об-
маномъ, частію принужденіями, аріане успѣли склонить по-
чти всѣхъ епископовъ Востока и Запада, къ подписанію та-
кого сѵмвола вѣры, въ которомъ сказано было о Сынѣ Бо-
жіемъ, что „Онъ цодобенъ Отцу по нисаніямъ". Словомъ
подобенъ они хотѣли сблизиться съ полуаріанами; прибав-
ляя: по писаніямъ давали себѣ свободу изъяснять допускае-
мое подобіе, въ какомъ угодно смыслѣ *). Вовлеченные въ
обманъ, скоро увидѣли свою опшбку; принужденные стра-
хомъ, желали цоправить свою вину, когда опасность мино-
вала. Недовѣрчивость пасомыхъ къ пастырямъ нетвердымъ,
или недальновиднымъ, разныя толкованія принятыхъ словъ
увеличивали смущеніе въ Церквахъ. Недоумѣвали, гдѣ найдти
точку опоры, и не находили, къ кому лучше обратиться,
какъ къ архипастырю александрійскому.
Особенно жалкое зрѣлище представляла Церковь антіохій-
ская. По изгнаніи св. Евстафія, болѣе тридцати лѣтъ го-
сподствовали надъ нею аріане: но сохранилось здѣсь обще-
ство неизмѣнно преданныхъ своему архипастырю и право-
славію. Въ 360 г., когда низложенный Евдоксій съ престола
антіохійскаго перешелъ на Константинопольскій,—послѣ дол-
гихъ споровъ избранъ былъ ему преемникомъ Мелетій, быв-
1
) См. четыре снмвола аріанскіе: сирмійскій 3-й,—предложенный рнмин-
скому собору (Theodoret. II, 21),—составленный аріанамн въ Селевкіи, н
константинопольскій,—всѣ359 г., усв. Аѳанасія de Synod. р. 721.745—747.