Трагедия Новгорода

Скрынников Р.Г. Трагедия Новгорода. -М.: Издательство имени Сабашниковых, 1994. С.188

Противоборство Руси державной и Руси удельно-вечевой — одна из драматических страниц отечественной истории. Жестокое завоевание Новгорода Москвой привело к упадку древнейшего русского города и повлияло на политическую ситуацию в государстве. Анализ этого явления и его последствий составляет содержание книги известного историка.

1994

OCR
Глава з
Опричная гроза
Архиепископская кафедра в Новгороде
пустовала много лет. Наконец Василий III назначил в 1526 году Макария на
пост новгородского владыки. Московский монах Макарий был пострижен-
ником Пафнутьевского Боровского монастыря и верным учеником Иосифа
Санина. До назначения в Новгород он двадцать лет оставался
архимандритом небольшого Лужецкого монастыря под Можайском. Василий III
назначил «бояр своих» в услужение Софийскому дому, тем самым установив
строгий контроль за деятельностью новгородской церкви. В виде особой
милости государь дал Макарию «всю казну старых архиепископов»,
вывезенную в Москву при Иване III К
Назначение Макария новгородцы восприняли с воодушевлением. Заняв
митрополичий стол* святитель творил «людем заступление велие, и сиротам
кормитель бысть» 2. Владыка неустанно ходатайствовал за опальных
новгородцев в Москве и, по словам Максима Грека, «немало обидимых из
темниц и от уз разрешил» 3. При поездках в Москву пастырь «много
печалования творя из своей архиепископьи о церквах Божиих и опо бедных
людех, еже во опале у государя великого князя много множества» 4.
Мечтая о духовном обновлении общества, Макарий выдвинул
грандиозную задачу. Владыка взялся за составление полного собрания всех «святых
книг, которые в Руской земле обретаются». Прежде ежемесячное чтение —
«Минеи четьи» — включало почти исключительно «Жития» святых и
некоторые поучения. Макарий объединил усилия книжников, переводчиков
и писцов, чтобы собрать из разных городов, перевести и «исправить»,
переработать или сочинить заново десятки и сотни священных книг, слов,
Житий и посланий. В предисловии к «Минеям» Макарий сообщал читателю,
что собирал и объединял «святые великие книги» двенадцать лет «многим
имением и многими различными писари, не щадя сребра и всяких поча-
стей» 5. Первый экземпляр был изготовлен в Новгороде для Софийского
Дома в бытность Макария архиепископом новгородским. Работа приобрела
Несравненно более широкий размах после того, как Макарий стал мит-
Р°политом. Власти поддержали его начинание. Опираясь на царский указ,
Гдава церкви произвел своего рода разверстку между книжными
мастерскими различных городов и монастырей. «Бысть бо тогда,— записал
новгородский монах-переписчик Мокий,— повеление от царя и великого князя
**ванна по многим градом писати святые книгы» 6. Одни переписчики
43