—т "
Отповѣдь соврем. бѣглоп.
— —нат- Т
1()89
онъ Денисовъ, н Иванъ Алексѣевъ о нихъ ничего и не упомя
нули. Говорить же имъ о „завѣщаніи" епископа Павла, о томъ
именно, о которомъ упоминаетъ въ своей брошюркѣ Л. М. Ор
ловъ, и которое, какъ разъ, идетъ въ разрѣзъ съ ихъ религіоз
нымъ убѣжденіемъ, не было никакой надобности, слѣдовательно
въ настоящее время отрицать подлинность такого завѣщанія и
нѣтъ никакого смысла, оно–дѣйствительное.
Если уже нельзя признать подлинность „завѣщанія“, напи
саннаго въ духѣ безпоповскомъ, то ни коимъ образомъ нельзя
признать подлинность и приводимаго Л. М. Орловымъ, потому
что его не признавали подлинымъ и отрицали ещепочти сто трид
цать лѣтъ тому назадъ.
Извѣстно, что въ 1779 году въ Москвѣ, между старообряд
цами пріемлющими священство обсуждался вопросъ,какъ, подъ
миропомазаніе или третьимъ чиномъпринимать въ ХристовуЦер
ковь приходящихъ отъ великороссійской церкви. Для рѣшенія
такого собора въ Москву пріѣхали депутаты изъ разныхъ болѣе
или менѣе отдаленныхъ и разныхъ мѣстъ Россіи. Засѣданій по
этому вопросу было болѣе десяти. На одномъ изъ нихъ была
предложена къ прочтенію „исторія о бѣгствующемъ на Кержен
цѣ священствѣ“ веденная отъ временъ Никона, инокомъ Іоной
Курносымъ, присутствовавшимъ здѣсь же на собраніи. Изъ нее
имѣлось въ виду привести въ доказательство мнимое завѣщаніе
епископа Павла коломенскаго, которое привелъ въ своей бро
шюркѣ Л. М. Орловъ, и которое, какъ мы выше сказали, слу
житъ главнымъ фундаментомъ убѣжденій и оправданій бѣглопо
повцамъ о томъ, что отъ господствующей церквидолжны прини
мать въ сущихъ санахъ однихъ только священниковъ. Когда хо
тѣли приступить къ чтенію этой исторіи, одинъ изъ присутству
ющихъ на собраніи инокъ Никодимъ спросилъ читавшаго: кѣмъ
писана этя исторія? И когда указали ему на Іону,Никодимъ спро
силъ его самого: онъ ли дѣйствительно писалъ ее?—Азъ грѣш
ный отвѣчалъ Іона. Слыша это, Никодимъ вновь спросилъ: „Самъ
ли онъ изволилъ видѣть священнострадальца Павла коломенска
го, или отъ кого либо иного это слышалъ, или съ какого либо
списка переписалъ? При такихъ затруднительныхъ вопросахъ нѣ
которые сторонники Курносаго старались шумными рѣчами, от
влечь Никодима отъ смущеннаго Іоны, укоряя допрашивающаго
„овіи секретаремъ, иніи повытчикомъ того именословяху, овіи
различно ругаху, ихъ же укоризнъ нелѣпость и писати“. Но ста