Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.11

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.11. — СПб., 1905

1905

Содержание

Книга I

ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ

ПРЕДИСЛОВИЕ

БЕСЕДА 1 на Еф. 1:1-2. Что требуется для - святости . - Благость - источник благодати.

БЕСЕДА 2 на Еф. 1:11-14. Почему проповедь называется благовествованием спасения. - Грех не есть дело необходимости. - Добродетель согласна с природой, а порок противоположен природе. - Клятвы не нужны. - Лихоимство бесполезно.

БЕСЕДА 3 на Еф. 1:15-20. На какую высоту Господь возвел человека. - Лишение царства небесного хуже геенны. - Как и в какое время нужно приступать к причащению тела Христовая.

БЕСЕДА 4 на Еф. 2:1-3. Опровержение манихеев. - Без милосердия нельзя войти в царство небесное.

БЕСЕДА 5 на Еф. 2:11-12. Что значит мудрование плотское.

БЕСЕДА 6 на Еф. 2:17-22. О доблестях ап. Павла.

БЕСЕДА 7 на Еф. 3:8-11. Обилие смиренномудрия ап. Павла. - Как должно любить врагов.

БЕСЕДА 8 на Еф. 4:1. Быть узником за Христа славнее сидения одесную Его. - Страдание за Христа выше всех блат. - О страже темницы, в которую заключен был Павел. - Почему попустил Бог погибнуть тем, которые стерегли Петра в темнице. - Оковы и страдания послужили к прославленно Павла. - Против одержимых жадностью и любостяжанием. - О трех отроках.

БЕСЕДА 9 на Еф. 4:1-4. Высокое достоинство Павла, выходящего из темницы. - Что значит достойно ходить звания. - О любви. - Таинственность - следствие охлаждения любви.

БЕСЕДА 10 на Еф. 4:4. Губительность тщеславия.

БЕСЕДА 11 на Еф. 4:4-7. Почему в церкви один получает больше, а другой - меньше. - Смирение необходимо для единства тела церкви. - Епископ поставлен для научения словом. - Производить разделения в церкви - не меньшее зло, чем впадать в ереси.

БЕСЕДА 12 на Еф. 4:17. Деньги - суетны, когда их расточают на удовольствия. - Против огнепоклонников. - Против веры в судьбу и в переселение душ.

БЕСЕДА 13 на Ефес. 4:17-19э Что следует разуметь под нечистотой. - Кто может считаться праведным. - О монахах и Девственницах, посвящающих себя Христу. - Добродетели и пороки женщин.

БЕСЕДА 14 на Еф. 4:25-27. Дурные последствия вражды и способ ее обуздания. - Как нужно подыматься языком. - Вред от злоречия.

БЕСЕДА 15 на Еф. 4:31. Следует воздерживаться от крика, брани в побоев.

БЕСЕДА 16 на Еф. 4:31-32.Нужно насаждать добродетель и искоренять пороки. - Лучшая месть - воздаяние добром за зло.

БЕСЕДА 17 на Еф. 4:32; 5:1-2. Сладострастие - меньшее зло, чем гнев.

БЕСЕДА 18 на Еф. 5:5- 6. Любостяжание есть идолослужение. - Нужно исправлять своего ближнего.

БЕСЕДА 19 на Еф. 5:15-17. Что такое лукавство дня. - Нужно благодарить Бога и в несчастии. - Причины многих естественных вещей неизвестны. - Относительно предметов божественных пытливость неуместна. - В чем истинное побуждение к повиновению.

БЕСЕДА 20 на Еф. 5:22-24. Счастливы муж и жена, друг друга любящие. - Сила любви. - Чего нужно искать в жене. - Добрые качества жены. - Супружеский союз - символ нашего единения с Христом. - Нужна снисходительность к недостаткам жены. - Как должен поступать муж в отношении к жене. - Советы бедным супругам. - Как нужно устраивать дом и семью. - Истинные достоинства молодой девушки. - Каких нужно выбирать жен и как относиться к ним.

БЕСЕДА 21 на Еф. 6:1-3. Пороки при царском дворе. - Восхваление монаха Юлиана. - При каких условиях богатство наносить вред.

БЕСЕДА 22 на Еф. 6:5-8. Об обязанностях слуг. - Разделен из господ и работ, произошло вследствие греха. - Греховные деяния в Писании называются иногда миром. - Богатство и почести составляют оружие дьявола.

БЕСЕДА 23 на Еф. 6:14. Еретические учения о материи. - Собирающий сокровища па земли приготовляет пищу вечному червю.

БЕСЕДА 24 на Еф. 6:14-17. В чем состоят оружие христианина и с кем он должен бороться. - Об Анне, матери Самуила.

ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К ФИЛИППИЙЦАМ

ПРЕДИСЛОВИЕ

БЕСЕДА 1 на Фил. 1:1-2. Названия епископа, пресвитера и диакона вначале были общие. - При совершении добродетели действует Бог и мы вместе с Богом. - Побуждение к милостыне.

БЕСЕДА 2 на Фил. 1:8-11 Любовь и дружба должны быть разумными. - Откуда происходить зависть. - Тягота от богатства.

БЕСЕДА 3 на Фил. 1:18-20. Любовь и твердость ап. Павла. - Роды жизни. - Любомудрие ап. Павла. - Кого из умерших нужно оплакивать. - Поминовение умерших при совершении таинств.

БЕСЕДА 4 на Фил. 1:22-26. Похвала ап. Павлу. - Нет ничего приятнее Богу, как милостыня.

БЕСЕДА 5 на Фил. 2:1-4. О перенесении обид. - Нет ничего несвойственнее душе христианской, как гордость.

БЕСЕДА 6 на Фил. 2:5-8. Опровержение заблуждений Савелия, Мариона, Маркелла, Фотина, Софрония и Ария.

БЕСЕДА 7 на Фил. 2:5-11. Против Маркионитов и Павла Самосатского, - Мы не почитаем Христа достойно, если не подражаем Ему в жизни. - Христианину подобает смирение.

БЕСЕДА 8 на Фил. 2:12-16. О страхе Божьем. - Не нужно роптать.

БЕСЕДА 9 на Фил. 2:19-21. Служившие ап. Павлу. - Должно служить святым. - Увещание к подаянию.

БЕСЕДА 10 на Фил. 3:1-3. Обрезание плотское и духовное. - Любовь к деньгам убыточна. - Против роскоши. - Бедность - залог царствия.

БЕСЕДА 11 на Фил. 3:7-10. В чем истинное приобретение для христианина. - Грех удаляет от Бога, добродетель приближает.

БЕСЕДА 12 на Фил. 3:13-14. Нужно стремиться к усовершенствованию. - Обязанности учителя и ученика. - Нет ничего превосходнее добродетели.

БЕСЕДА 13 на Фил. 3:18-21. Знамение креста в крещении и рукоположении.

БЕСЕДА 14 на Фил. 4:4-7. О непамятозлобии.

БЕСЕДА 15 на Фил. 4:10-14. Милостыня введена не для принимающих, а для подающих. - Смирение ап. Павла. - Польза от скорби. - Бедствия царей.

ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К КОЛОССЯНАМ

БЕСЕДА 1 на Кол. 1:1-2. Время написания и содержание послания. - Различные роды дружбы. - Противопоставление трапезы для богатых с трапезой для бедных. - Описание роскошного пира. - Зло пресыщения.

БЕСЕДА 2 на Кол. 1:9-10. Призвание в царство Сына Божья - величайшее благо. - Настоящая жизнь похожа на птичье гнездо. - Землетрясения и разрушение городов. - Опровержение учения о судьбе.

БЕСЕДА 3 на Кол. 1:15-18. О достоинств Сына Божья и о том, что Он не создан. - Павел Самосатский и его последователи.

БЕСЕДА 4 на Кол. 1:21-22. Похвала Моисею. - Почему Христос позже его пришел в мир.

БЕСЕДА 5 на Кол. 1:26-28. Тайна воплощения и ее следствия. - Против отвергающих воскресение.

БЕСЕДА 6 на Кол. 2:6-7. Суеверные наблюдения дней. - Об уничтиженном рукописании.

БЕСЕДА 7 на Кол. 2:16-19. Об обрядовых постановлениях. - В крещении бывает и рождение и истление. - Суетность богатства и причиняемое им иногда бесчестие. - Гнев императора Феодосия против антиохийцев. - Порицание роскоши.

БЕСЕДА 8 на Кол. 3:5-7. Все добрые дела без любви ничтожны. - Благодарить Бога нужно всегда. - Волшебный повязки. - Почему прекратились чудеса. - Против суеверий.

БЕСЕДА 9 на Кол. 3:16-17. Каким способом можно проявлять благодарность к Богу. - Следует читать Свящ. Писание.

БЕСЕДА 10 на Koл. 3:18-25; 4:1. О взаимоотношениях мужей, жен, родителей, детей, господ, и слуг. Пример молитвы одного снятого мужа. - Узы не помеха проповеди. Восхваление уз Павловых. - Против излишества в женских украшениях.

БЕСЕДА 11 Кол. 4:5-6. Скромность ап. Павла. - Как нужно поступать с врагами. - Завистник восстает против Бога и церкви.

БЕСЕДА 12 на Кол. 4:12-13. Павел - образец всех добродетелей. - Развратные женщины на брачных торжествах. - Каковы должны быть браки.

Книга II

ТОЛКОВАНИЕ НА 1-е ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ

БЕСЕДА 1 на 1Фес. 1-3. О необходимости бодрствования. - При каких условиях молитвы бывают полезными.

БЕСЕДА 2 на 1Фес. 1:8-10. Об Александре Македонском. - Подвиг проповедника. - Признаки истинного друга. - Пример христианской дружбы.

БЕСЕДА 3 на 1Фес. 2:9-12. Обязанность учителя. - Не должно смущаться искушениями. - Заговоры и повязки с целью врачевания больных. - О гадателях. - Не следует заботиться о деньгах.

БЕСЕДА 4 на 1Фес. 3:5-8. Попечительность ап. Павла об учениках. - Всякий грех - нечистота и всякая добродетель - чистота. Целомудрие Иосифа. - Не нужно помнить об обидах.

БЕСЕДА 5 на 1Фес. 4:1-3. Чистота в браке. - Не нужно юношам медлить со вступлением в брак. - Осторожность Златоуста при рассуждении о нескромных предметах.

БЕСЕДА 6 на 1Фес. 4:9-10. Не следует скорбеть об умерших. - Причина такой скорби - неверие.

БЕСЕДА 7 на 1Фес. 4:13. Доказательства воскресения. - Переселение душ у греков.

БЕСЕДА 8 на 1Фес. 4:15-17. Обстоятельства будущего воскресения. - Вечные награды и наказания. - Состояние страны на месте Содома и Гоморры. Доказательства существования геенны.

БЕСЕДА 9 на 1Фес. 5:1-2. Кончина мира неизвестна для пользы живущих. - Всякий грех есть душевное опьянение. - Изнеженность ведет к погибели.

БЕСЕДА 10 на 1Фес. 5:12-13. Полезный способ мести - платить добром за зло. - Против любостяжателей и хищников.

БЕСЕДА 11 на 1Фес. 5:19-21. Средство избежать злоречия. - История одной рабыни. - Особые приемы нищих с целью добыть пропитание. - Призыв к милосердию.

ТОЛКОВАНИЕ НА 2-е ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ

ТОЛКОВАНИЕ НА 1-е ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ

ВВЕДЕНИЕ. Почему ап. Павел писал только к Титу и Тимофею.

БЕСЕДА 1 на 1 Тим. I:1-2. Величие апостольского звания. - Где вера, там не нужно исследования. - Против верования в рок и судьбу.

БЕСЕДА 2 на 1 Тим. 1:5-7. Откуда произошли ереси. - Как нужно пользоваться законом. - Истинная слава. - Истинное удовольствие.

БЕСЕДА 3 на 1 Тим. 1:12-14. Смиренномудрие ап. Павла. - О воздаянии добром за зло.

БЕСЕДА 4 на 1 Тим. 1:15-16. Смиренномудрие ап. Павла. - Как нужно прославлять Бога.

БЕСЕДА 5 на 1 Тим. 1:18-19. Каких следует избирать священников. - Против тех, которые недостойно или однажды только в год приступают к причащению св. таин.

БЕСЕДА 6 на 1 Тим. 2:1-4. Христианин должен быть выше всех. - Великое зло - проклинать ближнего. - Следует молиться за врагов.

БЕСЕДА 7 на 1 Тим. 2:2-4. Три вида войны. - Увещание к милостыне. - Ничтожество денег.

БЕСЕДА 8 на 1 Тим. 2:8-10. Где нужно молиться. - О приличном убранстве. - Об одеждах девственниц.

БЕСЕДА 9 на 1 Тим. 2:11-15. Женщинам не подобает говорить в церкви. - Как нужно воспитывать детей.

БЕСЕДА 10 на 1 Тим. 3:1-4. Об епископстве. - Каков должен быть епископ. - О добрых примерах.- Почему язычники не принимают веры.

БЕСЕДА 11 на 1 Тим. 3:8-10. Обязанности диаконов. - Как нужно пользоваться деньгами.

БЕСЕДА 12 на 1 Тим. 4:1-5. Еретики, постоянно заблуждаясь, впадают в погибель. - Манихеи, энкратиты, маркиониты. - Когда идоложертвенное бывает нечисто.- Против корыстолюбцев.

БЕСЕДА 13 на 1 Тим. 4:11-14. Обязанности епископа. - Против стремления к наслаждениям.

БЕСЕДА 14 на 1 Тим. 5:8. Обязанность заботиться о родных.- О вдовицах. - Описание жизни монахов.

БЕСЕДА 15 на 1 Тим. 5:11-15. Праздность научает всякому злу. - Изменчивость и скоротечность земной жизни.

БЕСЕДА 16 на 1 Тим. 5:21-23. Нравственные наставления.

БЕСЕДА 17 на 1 Тим. 6:3-7. Обязанности учителя. - Гордость порождается невежеством. - Сребролюбие - корень зла.

БЕСЕДА 18 на 1 Тим. 6:13-16. Нужно придерживаться не человеческих мудрований, но веры. - Человеческие дела скоротечны.

ТОЛКОВАНИЕ НА 2-е ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ

БЕСЕДА 1 на 2 Тим. 1:1-2. Побуждение и время написания. - Похвала Тимофею. - Человеку невозможно прожить без скорбей. - О милостыни.

БЕСЕДА 2 на 2 Тим. 1:8-10. О делах божественных нельзя судить по соображениям человеческим. - Достоинство евхаристической жертвы зависит не от приносящего ее человека. - В евхаристии - истинное тело Христово.

БЕСЕДА 3 на 2 Тим. 1:13-18. Нужно бояться суда Божия.

БЕСЕДА 4 на 2 Тим. 2:1-7. Воздаяние за учительство. - На земли нет ни истинной славы, ни истинных благ. - Сравните Павла с Нероном.

БЕСЕДА 5 на 2 Тим. 2:11-14. Угрызения совести возмущают наш покой. - Страх суда, - Иногда и в настоящей жизни Бог карает нечестивых.

БЕСЕДА 6 на 2 Тим. 2:20-21. Рабу Божию следует уклоняться от состязаний. - Кто уловлен диаволом хотя бы отчасти, тот находится в его власти всецело. - Увещание к милостыни.

БЕСЕДА 7 на 2 Тим. 3:1-7. Развращение в последние дни. - О дружбе Ионафана с Давидом. - Наставление вдовицам.

БЕСЕДА 8 на 2 Тим. 3:1-4. Свойства человека неблагодарного. - Неизбежность скорбей и печали для благочестивых. - Почему в настоящей жизни Бог иногда наказывает порочных, иногда не наказывает.

БЕСЕДА 9 на 2 Тим. 3:16-17. Труды и подвиги ап. Павла.

БЕСЕДА 10 на 2 Тим. 4:9-13. Почему не все апостолы исцеляли от болезней. - Как можно привлечь благодать Духа. - Богатство Божие.

ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К ТИТУ

БЕСЕДА 1 на Тит. 1:1-4. Время написания послания. - Каково бывает познание истины по вере. - Нужно проповедовать с дерзновением. - Обязанности и трудности епископского служения.

БЕСЕДА 2 на Тит. 1:5-6. Труды апостолов. - Долг пастыря. - Павел сделал больше, чем Платон. - Пренебрежение славой и честью трудно для человека. - Не нужно искать почестей в здешней жизни.

БЕСЕДА 3 на Тит. 1:12-14. Объяснение слов Павла и его ссылки на языческих писателей. - Почему волхвы направляемы были звездой. - Способы обличения и исправления. - О чистом и нечистом. - Грех есть нечистота, которой нужно избегать.

БЕСЕДА 4 на Тит. 2:2-5. Недостатки старости. - Согласие супругов - великое благо. - Свойства доброго слуги. - Иосиф в Египте. - Добрые нравы привлекательны.

БЕСЕДА 5 на Тит. 2:11-14. Действенность благодати Божией. - В чем состоят мирские похоти. - Вред корыстолюбия. - Против говорящих, будто Сын меньше Отца. - Нужно воздерживаться от укоризн. - История Андрогея.

БЕСЕДА 6 на Тит. 3:8-11. Нужно избегать споров с еретиками. - Нужно заботливо отыскивать бедных. - Подающий милостыню приобретает более, чем принимающий ее. - Тесный путь. - Богатство есть терние. - Нужно терпеливо переносить скорби. - История двух мучеников.

ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К ФИЛИМОНУ

ТВОРЕНИЯ, приписываемые св. Иоанну Златоусту, и в Патрологии Миня отнесенные к разряду Spuria

OCR
АРХІЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАГО,
ТОЛКОВАНІЕ НА ПОСЛАНІЕ КЪ КОЛОССЯНАМЪ.
БЕСЪДА Т.
2И- ІІаволъ апостолъ Іисусъ Христовъ волею Божіею, и Ти-
мооей Г»ратъ, сущимъ въ Колоссаехъ святымъ и вѣ}>-
яымъ братіямъ Ε Христѣ, благодать вамъ и миръ <»т
г
ь
Бога Отда нашего и Господа Іисуса Христа (Кол. I,
1, 2).
1. Ikf» иосланія Павла святы; но тѣ, которыя онъ писалъ,
находяеь въ узахъ,—-каковы къ ефесянамъ, къ Филпмону, къ Ти-
моьею, къ фллнппійцамъ, и каково это настоящее,—заключаютъ
въ себѣ что-то болѣе; а и это онъ послалъ, находясь въ узахъ,
і;акъ еамъ говоритъ: сяже ради и связанъ еемь, да явлю ю, яьожс
подобаетъ ми глаголати
(Кол. іѵ, 4). Но это поелаяіе, кая^ется,
іюзднѣе посланія къ римлянамъ; послѣднее пнсалъ онъ,. ещ? не
іяідавши римлянъ, а ято, когда уясе видѣлъ ихъ н приблиясался
]/ь концу проповѣдшіческаго СЛѴЖРПІЯ, что очевндно изъ слѣ-
дующаго: въ послаиіи къ Филимону онъ говоритъ: таковь сый.
якожс Лавсль
старсцъ (Фил. 9), и просптъ объ Онисимѣ; а въ
;->томъ посилаетъ самого Онисима, какъ говоритъ: со
Ониснмомь
віьрнымъ и возлюбленнъиіъ братомъ (Кол. іѵ, 9), называя его вѣр-
нымъ, возлюбленнымъ и братомъ. ІІотому въ этомъ посланіи вы-
ражается увѣренно: отъ уповапія благовѣствованія,
еже слъшшѵт>\
і(роповѣданное всгіі швари поднгбсснѣй (Кол. і, 23), таісъ какъ ιηκ·-