Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольскаго. Ч.4

Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольскаго. Ч.4. — Москва, 1844

1844

Содержание

Слово 41, на Святую Пятьдесятницу

Слово 42, прощальное, произнесенное во время прибытiя въ Константинополь ста пятидесяти Епископовъ

Слово 43, надгробное Василiю, Архiепископу Кесарiи Каппадокiйскiя

Слово 44, въ неделю новую, на весну и память мученика Маманта

Слово 45, на Святую Пасху

Посланiе 1, къ монаху Евагрiю, о Божестве

Посланiе 2, къ Нектарiю, Епископу Константинопольскому

Посланiе 3, къ пресвитеру Кледонiю, противъ Аполлинарiя - первое

Посланiе 4, къ Кледонiю, противъ Аполлинарiя - второе

Стихотворенiя Св. Григорiя Богослова

Песнопенiя таинственныя

Слово 1, о началахъ

Слово 2, о Сыне

Слово 3, о Святомъ Духе

Слово 4, о мiре

Слово 5, о Промысле

Слово 6, объ умныхъ сущностяхъ

Слово 7, о душе

Слово 8, о заветахъ и пришествiи Христовомъ

Слово 9, о человеческой добродетели

Слово 10, о человеческой природе

Слово 11, о малоценности внешняяго человека и о суете настоящаго

Слово 12, блаженства и определенiя духовной жизни

СТИХИ о самомъ себе, въ которыхъ Св. Богословъ скрытнымъ образомъ поощряетъ и насъ къ жизни во Христа

ПЛАЧЬ о страданiяхъ души своей

ЖАЛОБЫ на свои страданiя

О СУЕТНОСТИ и неверности жизни, и объ общемъ всемъ конце

ПЛАЧЪ о собственныхъ своихъ бедствiяхъ, и молитва ко Христу о прекращенiи жизни

КЪ СЕБЕ САМОМУ, въ вопросахъ и ответахъ

МОЛИТВА ко Христу

СОНЪ о храме Анастасiя, который Св. Григорiемъ устроенъ былъ въ Константинополе

УВЕЩАТЕЛЬНОЕ посланiе къ Гелленiю, о монахахъ

НА БЕЗМОЛВIЕ во время поста

ПЕСНЬ Христу после безмолвiя, на Пасху

МЫСЛИ, писанныя двустишiями

ДВУСТИШIЯ

I. Таблица для отысканiя по изданiю Биллiя и сделаннымъ съ онаго Славянскимъ переводамъ словъ и посланiй Св. Григорiя Богослова, помещенныхъ въ изданiи творенiй Св. Отцевъ

II. Указатель местъ Священнаго Писанiя, объясняемыхъ въ творенiяхъ Св. Григорiя Богослова или приводимыхъ въ доказательство истинъ Христiанскаго ученiя

III. Алфавитный указатель предметовъ, содержащихся въ четырехъ частяхъ творенiй Св. Григорiя Богослова

OCR
209
Сына Вожія, рожденнаго отъ Отца, и потомъ отъ
Святыя Дѣвы Маріи, евожу во едино, и не именую
двумя сынами, но покланяюсь единому и тому же
въ нераздѣльномъ Божествѣ и въ нераздѣлъной че-
сти. Если же кто или теперь несогласенъ, или по-
слѣ не будетъ согласоваться съ сиіѵіъ; то онъ дас.тъ
предъ Богомъ отвѣтъ въ день суда. Таково ъъ
краткихъ словахъ и такой силы мое возраженіе и
противоположеніе на безумное ихъ мнѣніе каса-
тельно ума: ибо почти одни они, чему учатъ, то
ва самомъ дѣлѣ претерпѣваютъ, по безумію от-
сѣкая умъ.
Α чтобы не обвиняли меня въ томъ, что прежде
принималъ, а теперь отвергаю вѣру возлюбленнаго
Виталія, которую онъ изложилъ письменно, по тре-
бованію блаженнаго Дамаса, Епископа Римскаго; то
л ο семъ объяснюсь кратко. Они, когда богослов-
ствуютъ при искреннихъ своихъ ученикахъ и ію-
священныхъ въ ихъ тайны, іюдобно какъ Манихеи
при своихъ такъ называемыхъ избраннмхъ, тогда,
обнаруживая предъ ними весь свой иедугъ, едва
присвояютъ Спасителю и тѣло. Но когда общими
понятіями ο вочеловѣчеЖи, какія нредставляетъ Пи-
саніе, бываютъ обличены и приведены въ затрудне-
ніе: тогда исповѣдуютъ благочестивыя реченія, но
касательно ума прибѣгаютъ къ хитрости ; не гово-
рятъ, что Христосъ есть человѣкъ, не имѣющій ду-
ши, слова (а) и ума , и несовершенный; но вмѣсто ^
(а) Сдово (λο/ος), у Св. Богослова, вѣроитно, им-ветъ то же значе-
ніе, какое праішсывасть оному Со. Дамаскинь въ Изложенііі