Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

2000

OCR
ПРОТИВ АКАДЕМИКОВ
Предисловие
1. О если бы, Романиан, добродетель могла потребовать
у противодействующей ей фортуны достойного человека,
да еще и так, чтобы последняя вновь не отобрала его у
нее! Тогда, несомненно, добродетель давно уже наложила
бы на тебя руку, провозгласила бы тебя человеком вольным
и ввела бы во владение имуществом самым благонадежным,
дабы не допустить тебя раболепствовать даже перед счаст-
ливой случайностью. Но по грехам ли нашим, или же по
естественной необходимости так устроено, что божествен-
ный дух, присущий смертным, никоим образом не входит
в гавань мудрости, где не тревожило бы его никакое
дуновение фортуны — ни противное, ни благоприятное,
если, конечно, не введет его в эту гавань сама же фортуна,
безусловно счастливая, хотя порой и кажущаяся несчастной.
Поэтому нам не остается ничего другого, кроме молитв
за тебя, которыми мы испросили бы, если сможем, у
пекущегося о том Бога, чтобы он возвратил тебя самому
себе; ибо тем самым Он легко возвратит тебя и нам и
позволит твоему уму, который уже давно едва имеет чем
дышать, выбраться, наконец, на воздух истинной свободы.
Ведь, возможно, то, что мы обыкновенно называем
фортуной, управляется некоторым сокровенным повеле-
нием, и случаем в событиях считается не что иное, как
то, основание и причина чего нам попросту неизвестны,
и ничего не случается выгодного или невыгодного в
частности, что не было бы согласовано и соотнесено с
общим. Эту мысль, высказанную в основных положениях
самых плодотворных учений и столь трудно постигаемую
людьми непосвященными, и обещает доказать своим ис-
тинным любителям философия, к занятиям которой я тебя
и приглашаю. Поэтому, если и случается с тобой многое,
недостойное твоего духа, не спеши презирать самого себя.
Коль скоро божественное провидение простирается и на
нас, — в чем сомневаться не следует, — то, поверь мне,
если с тобой что-нибудь происходит, то так оно и должно
5