Августин Аврелий. Творения. Том 1. Об истинной религии

Августин Аврелий. Творения. Т.1. Об истинной религии. Изд. 2-е. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. С.742

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) - величайший из отцов древней Церкви (doctores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. Многогранности дарований и масштабу личности Блаженного Августина вполне согтветствует общее количество написанных им сочинений - 93 в 232 книгах. В данном томе представлены ранние и по преимуществу философские работы святого отца. Приведены также обширный философско-догматический трактат «Об истинной религии (против манихеев)» и знаменитая, ошеломляющая «Исповедь». В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и к превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

2000

OCR
ОБ ИСТИННОЙ РЕЛИГИИ
1. Так как путь к добродетельной и блаженной жизни
указан в истинной религии, в которой почитается единый
Бог и с чистейшим благоговением познается Начало всех
природ, от коего и начинается, и совершается, и сохра-
няется вселенная, то заблуждение тех народов, которые
предпочитали служение многим богам поклонению единому
истинному Господу Богу, очевиднее всего открывается в
том, что их мудрецы, так называемые философы, имели
различные школы, а храмы чтили общие. Ибо ни для
народа, ни для жрецов не было тайной, сколь различались
представления философов даже о природе самих богов,
так как каждый из них не боялся высказываться об этом
публично, стараясь всех обратить в свою веру, что, однако
же, отнюдь не мешало им всем посещать общие святыни.
Нет смысла останавливаться сейчас на том, чьи взгляды
были точнее, а чьи — нет: достаточно уже самого фак-
та — вместе с народом они вроде бы исповедовали одну
и ту же религию, частным же образом каждый из них
защищал свою, особую.
2. Сократ, говорят, был смелее других, клянясь собакой,
камнем и вообще всем, что только попадалось на глаза,
когда хотел прибегнуть к клятве. Я полагаю, он понимал,
что каждое из творений природы, которое возникает по
воле Божественного промысла, гораздо лучше, чем произве-
дения каких \годно художников, а потому и более достойно
почитания, нежели каменные идолы, помещенные в язы-
ческих храмах. И это вовсе не потому, что камень и
собака действительно заслуживают восхищения мудрецов,
но этим он хотел дать понять людям, в какое глубокое
суеверие они погружены. Вместе с тем, он изобличал этим
и мерзостное воззрение тех, кто считал этот видимый мир
высшим Богом, делая из этого вполне последовательный
вывод, что в таком случае следует чтить и всякий камень,
как частицу высшего Бога. Если бы они смогли возмутиться
подобным выводом, им бы пришлось изменить свое мнение
и начать искать того единого Бога, который один только
394