Издаваемыя въ настоящей книгѣ сочиненія Ѳедора Ива¬
нова, бывшаго дьякономъ Московскаго Благовѣщенскаго со¬
бора, должны занять видное мѣсто въ ряду «матеріаловъ >
для исторіи и вѣроученія раскола за первое время его суще¬
ствованія, не потому только, что принадлежатъ лицу, бывше¬
му непослѣднимъ дѣятелемъ среди первыхъ расколоучителей,
но и по своимъ внутреннимъ достоинствамъ. Дьяконъ Ѳедоръ
несомнѣнно былъ однимъ изъ самыхъ замѣчательныхъ рас¬
кольническихъ писателей своего времени. Правда, н онъ,
подобно другимъ расколоучителямъ, былъ склоненъ къ митк
цизму и самообольщенію, впослѣдствіи не уступалъ даже сво-)
ему знаменитому союзнику и врагу протопопу Аввакуму въ сно-4
собности къ разнымъ видѣніямъ и откровеніямъ: въ этихъ ]
случаяхъ, когда именно касался разныхъ таинственныхъ пред
метопъ, о которыхъ будто бы ему дано было высшее вѣдѣніе
(наприм. вопроса объ антихристѣ п послѣднихъ временахъ
міра), онъ дѣлается и теменъ и неудобовразумителенъ. Но,
говоря вообще, онъ былъ человѣкъ пе дюжиннаго ума и
когда уснѣвалъ выбиться изъ-подъ гнета условныхъ рас¬
кольническихъ воззрѣній, разсуждалъ весьма здраво и осно¬
вательно, даже способенъ былъ къ соображеніямъ довольно
тонкимъ. Въ своемъ кругу онъ пользовался репутаціей мно-