Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Том 7

Деянiя Вселенских Соборовъ. Изданныя въ русскомъ переводе при Казанской Духовной Академiи. Т.7. Изд. 3-е. — Казань. Центральная Типографiя, 1909

1909

OCR
— 60 — должалась тамъ эта ересь. Но отцы шестаго собора анаѳематствоваліі (только)
этихъ четырехъ, хотя и были сами ими рукоположены». Святый соборъ сказалъ: «это очевидно». Константинъ, святѣйшій епископъ Константіи, сказалъ: «почтеннѣйшіе
братія! достаточно доказано, что тѣ изъ еретиковъ, которые обращаются,
должны быть принимаемы. Но если бы кто-либо съ намѣреніемъ пошелъ къ
рретику и получилъ отъ него хиротонію, то да будетъ не принимаемъ». Почтеннѣйшіе иноки сказали: «и относительно этого есть посланіе свя¬
таго Василія и мы просимъ прочитать его». Святѣйшій патріархъ Тарасій сказалъ: «пусть будетъ прочитано». Константинъ, нотарій и діаконъ, прочиталъ: «Изъ посланія святаго Василія къ Никополитамъ». «Я не признаю епископомъ и не причислилъ бы къ іереямъ Христовымъ
того, кто, на подрывъ вѣры, возведенъ въ предстоятели нечистыми руками.
Таково мое сужденіе, а вы конечно думаете одинаково съ нами, если имѣете
часть съ нами. Если же вы держитесь своего собственнаго мнѣнія, то ка¬
ждый господинъ своего мнѣнія. Мы неповинны въ крови сей. Я пишу это не
потому, чтобы не довѣрялъ вамъ, но чтобы поддержать способныхъ притти
въ недоумѣніе, когда узнаютъ мое мнѣніе, что нѣкоторые, не допущенные въ
общеніе, даже и такіе, которые не приняли отъ еретиковъ возложенія рукъ,
потомъ, по наступленіи мира, встрѣчаютъ 'для себя затрудненія причислиться
къ священному сонму». Почтеннѣйшіе иноки сказали: «вотъ отецъ отвергаетъ хиротонію ерети¬
ковъ, когда онъ говоритъ: «я не причислилъ бы къ іереямъ Христовымъ того,
кто, на подрывъ вѣры, возведенъ въ предстоятели нечистыми руками». Святѣйшій патріархъ Тарасій сказалъ: «и я отвращаюсь отъ хиротони¬
санныхъ съ этою именно цѣлію, то есть на подрывъ вѣры, въ особенности
же если были и православные епископы, отъ которыхъ можно было получить
хиротонію. Такова отеческая мысль. Если же кто дерзнетъ принять хирото¬
нію отъ отлученныхъ еретиковъ по провозглашеніи соборнаго опредѣленія и
единомысленнаго мнѣнія церквей относительно православія; то подлежитъ низ¬
ложенію». Святый соборъ сказалъ: «это сужденіе справедливо». Почтеннѣйшіе иноки сказали: «а какъ же въ концѣ посланія написано:
«потомъ, но наступленіи мира, встрѣчаютъ для себя затрудненія причислить¬
ся къ священному сонму»? Вотъ и по наступленіи мира не принимаются хи¬
ротонисанные» (т. е. еретиками). Святѣйшій патріархъ Тарасій сказалъ: «Отецъ не сказалъ, что ихъ не
слѣдуетъ принимать, но (онъ выразилъ мысль) какъ бы не потерпѣли притѣс¬
ненія тѣ изъ нихъ, которые захотѣли бы присоединиться къ православному
клиру; потому что дѣйствительно это происходить не безъ препятствій и за¬
трудненій. Итакъ божественный отецъ, въ то время, когда очень много было
православныхъ епископовъ, запрещалъ сынамъ церковнымъ принимать хиро¬
тонію отъ аріанъ; такъ какъ въ этомъ случаѣ имъ не было бы никакого оправ¬
данія. А что это дѣйствительно такъ, видно изъ того, что бывшіе послѣ него